четверг, 10 ноября 2011 г.
Когда любовь убивает…
Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
Мальчику чуть за двадцать, а он не ночевал дома… Нервно ходит из угла в угол отец, мать почти при смерти... Только незамужняя тетка смотрит на проблему философски — вырос парень!
Отцы и дети — это всегда актуально. На этот разговор о вечной теме Крымский академический русский драматический театр им. Горького продолжил премьерой спектакля «Ужасные родители» по пьесе не кого-нибудь, а предтечи сюрреализма, скандального и эпатажного Жана Кокто.
Оговорюсь сразу: садомазохизма, инцеста и прочих извращений в их физическом воплощении на сцене «горьковского» вы не увидите — театр твердо держит марку академического. А вот проникновения в бездну человеческой души, ее самых потаенных и далеко не всегда чистых и прекрасных уголков — сколько угодно!
Любовь матери к сыну… Сколько сказано, сколько написано об этом святом чувстве! Любовь жертвенная, любовь спасающая, любовь вдохновляющая. Но, многократно помноженная на чувство собственности, эта любовь способна убивать — и зациклившуюся на любимом чаде мать, и стреноженного путами материнской любви сына.
Именно такая любовь, своего рода «моральный инцест» пронизывает спектакль «Ужасные родители». Но не только она — на сцене на этот раз актерам предстоит испытать целую амплитуду чувств — и мужское соперничество, и супружеское равнодушие, и махровый эгоизм, и безграничную и в то же время мудрую жертвенность.
«Ужасные родители» — далеко не первый режиссерский опыт ведущего актера театра, народного артиста Украины Анатолия Бондаренко. За его плечами — немало интересных работ, где во главу угла поставлен тонкий психологизм, глубокое проникновение в характеры героев. И уже по традиции в спектаклях Бондаренко-режиссера на сцену выходит Бондаренко-актер.
Его партнерами по сцене на этот раз стали: «королева» характерных ролей Людмила Юрова (Ивонна), тонкая и многоплановая Людмила Федорова (Леони), по-детски порывистая и открытая Дарья Рухадзе (Мадлен) и, наконец, воплотивший на сцене Мишеля — главного возмутителя спокойствия благородного семейства (а, точнее, как они сами называют себя, табора) молодой актер Владимир Курцеба.
Ставить пьесы Жана Кокто непросто. А без свойственных драматургу явных пикантностей это непросто вдвойне. Тем не менее, актерам и режиссеру удалось донести до зрителей замысел автора, не прибегая к «клубничке».
Думается, пьесы подобного рода нужны не только для того, чтобы дать зрителю очередной повод задуматься. Это еще и прекрасная школа для актеров: глубокая внутренняя работа над образом, умение чувствовать партнера, уловить малейшие тонкости характера персонажа и при этом не переигрывать — все это нужно и молодым, и зрелым. Первым — чтобы расти в профессии, вторым — чтобы не терять формы.
Воздержусь от того, чтобы кого-нибудь хвалить или ругать. Скажу только, что все актеры в спектакле были, что называется, единым целым — и это дорогого стоит. Несколько «плакатный» драматизм безумной мамаши Ивонны в исполнении Людмилы Юровой безупречно оттеняет мудрость, ироничность и скрытый трагизм Людмилы Федоровой в роли Леони, всю жизнь посвятившую семье сестры. Трусость отца семейства Жоржа, обильно приправленную эгоизмом и чувством вины, раскрывает до самого донышка Анатолий Бондаренко, а мятущаяся между отцом и сыном Мадлен в исполнении Дарьи Рухадзе поднимается до подлинного трагизма.
Однако внимательнее всего я наблюдала за Владимиром Курцебой — исполнителем роли главного героя, из-за которого, собственно, и разгорелся весь сыр-бор. Думается, Мишель после Молчалина из грибоедовского «Горя от ума» стал для молодого актера второй достаточно серьезной ролью. Справился ли Владимир Курцеба с этой задачей? Скорее да, чем нет. Его герой, раздираемый двумя чувствами — желанием, наконец, стать взрослым и инфантильной, порой проявляющейся на младенчески-животном уровне привязанности к матери, по большому счету глубоко трагичен.
Режиссер и актеры старались не зря: судя по бурным аплодисментам, спектакль нашел отклик у зрителя, ведь тема, поднятая еще в середине прошлого века «великим и ужасным» Жаном Кокто, не потеряла актуальности и сегодня, вызывая живейший интерес не только у писателей и драматургов, но и у психологов и даже у психотерапевтов. Приходите на спектакль — возможно, после него и у вас появится повод задуматься — а все ли в порядке в вашем доме в вашей жизни, в вашей душе?
P. S. Еще одним подарком зрителям в год двух юбилеев — 190-летия одного из старейших театров на постсоветском пространстве и 100-летия его здания, построенного по проекту академика Бекетова — стала открывшаяся 6 ноября декада лучших постановок по произведениям русской классики. В нее вошли не только новые работы, но и спектакли, уже выдержавшие проверку временем: «Маскарад» Лермонтова, «Жена полицмейстера» Горького, гоголевский «Ревизор», «Волки и овцы» и «Женитьба Андрюши» Александра Островского, «Дети Ванюшина» Найденова. Посетившим декаду предстоит встреча не только с классикой драматургии, но и с любимыми актерами — Виктором Навроцким, Натальей Малыгиной, Светланой Кучеренко, Анатолием Бондаренко, Валерием Юрченко, Игорем Бондзиком, Сергеем Ющуком и многими другими. А завтра, 11 ноября, театр отметит юбилей — и будет принимать поздравления от коллег и многочисленных друзей и поклонников.
Присоединяется к этим поздравлениям и «Крымское время» — мы желаем юбиляру долгих лет, творческого горения, благодарных и преданных зрителей. С юбилеем!
"КВ" № 125 от 10 ноября 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий