Наталья КИСЕЛЕВА
Одним из мифов, который усиленно распространяет меджлис среди иностранных дипломатов, аккредитованных на Украине, и представителей международных организаций, является миф о непредставленности крымских татар в органах местной власти. В данном случае речь идет как об исполнительных органах власти (Совет министров Автономной Республики Крым и др.), так и о представительных органах (Верховный Совет АРК и местные советы).
Что советуют эксперты?
Так ли это? И на какие европейские нормы уповает меджлис?
Следует сразу отметить, что никаких международных нормативов, регулирующих национальное представительство в органах ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ не существует. В данном случае каждое государство руководствуется профессиональными качествами, а не национальной принадлежностью.
Выдвигая претензии на этническое квотирование в органах представительной власти, меджлис может опираться на основной документ, разработанный для эффективного участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни, так называемые «Лундские рекомендации». В прошлом номере толстушки мы уже рассказывали о единичных примерах национального квотирования в европейских парламентах, а в этом обратимся к международным нормативам в данном вопросе.
Итак, в «Лундских рекомендациях» нет ни слова о национальных квотах, а только предложения по совершенствованию избирательного законодательства. Причем диапазон предложений касается все тех же трех существующих избирательных систем (пропорциональной, мажоритарной и смешанной), ни одна из которых не устраивает Мустафу Джемилева. Чтобы не быть голословными, процитируем эти Рекомендации, и пусть члены меджлиса попробуют найти в этом тексте упоминание о национальных квотах:
«Избирательная система должна создавать условия для представительства меньшинств и реализации ими своего влияния.
– В случаях компактного проживания меньшинств их достаточное представительство может быть обеспечено путем создания одномандатных округов.
– Представительству меньшинств могут способствовать пропорциональные избирательные системы, при которых отводимая той или иной партии доля мест в законодательном собрании зависит от доли голосов, полученных ею на общенациональных выборах.
– Способствовать представительству меньшинств и расширению сотрудничества между общинами могут некоторые виды преференциального голосования, при которых избиратели располагают кандидатов в порядке своего предпочтения.
– Расширить участие национальных меньшинств в управлении страной можно путем снижения процентного барьера для прохождения в парламент».
Как видите, никаких квот для нацменьшинств в выборных органах власти международные эксперты не рекомендуют. И каким бы образом руководство меджлиса ни изучало Лундские рекомендации, хоть слева направо, хоть наоборот, оно не сможет найти в черной комнате черную кошку, которой там нет.
Что делать с «лишними» депутатами?
А теперь предлагаем посмотреть на представительство крымских татар в органах местной власти и ответить на вопросы: «Мешает ли избирательная система этому представительству и соответствует ли удельный вес крымских татар в этих органах их доле в этнической структуре населения крымской автономии?» С учетом гарантированного украинской конституцией равноправия граждан, мы бы никогда не задавались подобными вопросами, если бы об этом так часто не говорил Мустафа Джемилев, который постоянно подсчитывает представительство своих соплеменников в разных органах власти и проверяет его на соответствие «численной пропорции крымских татар в автономии».
Для ответов на поставленные вопросы достаточно изучить результаты последних выборов в органы местной власти, состоявшихся в октябре прошлого года. Причем пофамильный состав крымских татар в местных советах представлен на официальном сайте меджлиса, и Мустафа Джемилев при желании мог бы и сам подсчитать общий удельный вес депутатов из числа своих соплеменников в райсоветах, горсоветах, поссоветах и сельсоветах. А если у него проблемы с математикой или свободным временем, мог бы поручить провести такие подсчеты кому-нибудь из членов меджлиса.
Итак, чтобы не быть обвиненными в предвзятости, мы воспользовались этими пофамильными списками и данными меджлиса, произвели простейшие расчеты и представили их в таблицах.
Кстати, избирались в депутаты местных советов крымские татары не только по велению меджлиса от Народного Руха Украины, но и по спискам других партий, причем как по пропорциональной избирательной системе, так и по мажоритарным округам. Среди избранных депутатов из числа крымских татар есть представители Партии регионов, Русского единства, Коммунистической партии, Сильной Украины, Союза и др.
Доля крымских татар в городских и районных советов АРК
Районы, города | Всего депутатов | В т.ч. крымских татар | Доля крымских татар в указанных советах |
Алушта | 46 | 1 | 2,2 |
Бахчисарай | 46 | 12 | 26,1 |
Белогорск | 16 | 11 | 68,8 |
Джанкой | 36 | 1 | 2,8 |
Евпатория | 50 | 1 | 2,0 |
Керчь | 50 | 0 | 0,0 |
Саки | 42 | 2 | 4,8 |
Симферополь | 76 | 5 | 6,6 |
Старый Крым | 34 | 9 | 26,5 |
Судак | 46 | 6 | 13,0 |
Феодосия | 42 | 2 | 4,8 |
Ялта | 50 | 1 | 2,0 |
Бахчисарайский | 36 | 10 | 27,8 |
Белогорский | 76 | 11 | 14,5 |
Джанкойский | 56 | 3 | 5,4 |
Кировский | 26 | 5 | 19,2 |
Красногвардейский | 40 | 6 | 15,0 |
Красноперекопский | 24 | 2 | 8,3 |
Ленинский | 54 | 5 | 9,3 |
Нижнегорский | 38 | 4 | 10,5 |
Первомайский | 34 | 6 | 17,6 |
Раздольненский | 24 | 0 | 0,0 |
Сакский | 48 | 6 | 12,5 |
Симферопольский | 44 | 4 | 9,1 |
Советский | 24 | 2 | 8,3 |
Черноморский | 22 | 2 | 9,1 |
ИТОГО | 1080 | 117 | 10,8 |
Доля крымских татар в поселковых и сельских советах АРК
Всего депутатов | В т.ч. крымских татар | Доля крымских татар в указанных советах | |
Алушта | 120 | 17 | 14,2 |
Евпатория | 70 | 0 | 0,0 |
Симферополь | 30 | 0 | 0,0 |
Судак | 117 | 23 | 19,7 |
Феодосия | 141 | 14 | 9,9 |
Ялта | 208 | 10 | 4,8 |
Бахчисарайский | 368 | 119 | 32,3 |
Белогорский | 282 | 109 | 38,7 |
Джанкойский | 520 | 64 | 12,3 |
Кировский | 270 | 71 | 26,3 |
Красногвардейский | 428 | 41 | 9,6 |
Красноперекопский | 220 | 23 | 10,5 |
Ленинский | 459 | 48 | 10,5 |
Нижнегорский | 354 | 51 | 14,4 |
Первомайский | 230 | 57 | 24,8 |
Раздольненский | 224 | 12 | 5,4 |
Сакский | 466 | 64 | 13,7 |
Симферопольский | 602 | 96 | 15,9 |
Советский | 224 | 28 | 12,5 |
Черноморский | 210 | 23 | 11,0 |
ИТОГО | 5543 | 870 | 15,7 |
А теперь предлагаем сравнить ту самую «численную пропорцию крымских татар в автономии», о которой говорит Мустафа Джемилев, и представительство его соплеменников в местных советах. По данным украинской переписи, доля крымских татар в этнической структуре автономии составляет 12%, в некоторых советах удельный вес татар в депутатском корпусе ниже этой отметки, а в некоторых – выше.
Если сравнивать эти показатели представительства с этнической структуройадминистративно-территориальных единиц автономии, то мы увидим такую же картину. Причем в большей части городов доля крымских татар в горсоветах выше, чем их доля в структуре населения этих городов, а в меньшей части – наоборот ниже.
Превышение представительства отмечается в Алуште, Бахчисарае, Белогорске, Старом Крыму, Судаке, Феодосии и Ялте. Самая значительная диспропорция в горсовете Старого Крыма – на 1,1% крымских татар в этнической структуре города приходится 26,5% крымских татар в местном совете. В Белогорском горсовете доля крымских татар в 2,5 раза выше, чем в самом Белогорске (68,8% и 27,8% соответственно).
Обратная картина наблюдается в пяти горсоветах: Джанкойском, Евпаторийском, Керченском, Сакском и Симферопольском. Но здесь диспропорции значительно меньше (см. таблицу), чем в городах с превышением представительства над «численной пропорцией крымских татар», как выражается Мустафа Джемилев.
В целом же во всех местных советах автономии (городских, районных, поселковых и сельских) доля крымских татар составляет 14,9%, что на 2,9% больше «численной пропорции крымских татар в автономии», которую требует обеспечить меджлис.
ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С ЭТИМ НЕСООТВЕТСТВИЕМ? УБРАТЬ ЛИШНИХ ДЕПУТАТОВ ОДНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ ТРЕБОВАНИЯ МЕДЖЛИСА?
Кстати следует отметить, что крымские татары представлены не только в списках депутатов местных советов, но и среди председателей. Так что «шовинизм», в котором Мустафа Джемилев обвиняет крымчан, почему-то не помешал 22-м крымским татарам возглавить городской, поселковый и сельские советы. А почему не помешал? Да потому что у большинства крымчан его нет, а вот в головах меджлисовцев присутствует.
Доля крымских татар в городских советах и в этнической структуре городов АРК
Города | Доля крымских татар: | |
в городских советах | в этнической структуре городов | |
Представительство выше | ||
Белогорск | 68,8 | 27,8 |
Старый Крым | 26,5 | 1,1 |
Бахчисарай | 26,1 | 18,7 |
Судак | 13,0 | 9,8 |
Феодосия | 4,8 | 1,4 |
Алушта | 2,2 | 1,9 |
Ялта | 2,0 | 1,3 |
Представительство ниже | ||
Симферополь | 6,6 | 7,4 |
Саки | 4,8 | 7,7 |
Джанкой | 2,8 | 8,1 |
Евпатория | 2,0 | 6,9 |
Керчь | 0,0 | 1,0 |
Послесловие
А теперь вернемся к международным нормам, касающимся представительства нацменьшинств в выборных органах. Думается, что членам меджлиса не лишним будет узнать о существовании Рекомендаций по эффективному участию национальных меньшинств в избирательном процессе, разработанных на базе ранее принятых «Лундских рекомендаций».
В этом документе высказывается негативное мнение в отношении национального квотирования в выборных органах власти. Основным возражением против резервирования мест для нацменьшинств является то, что такие квоты, во-первых, приводят к разделению кандидатов по этническому признаку, а во-вторых, что более важно, способствуют углублению дифференциации и ДИСКРИМИНАЦИИ в обществе».
Так за что выступает Мустафа Джемилев перед представителями демократических государств и международных организаций: за демократию или за дискриминацию.
P.S. А любителям подсчитывать в СМИ язык вражды объясняем на пальцах. Это не мы подсчитываем депутатов по этнической принадлежности. Это меджлис подсчитывает, а мы только являемся отражением такой арифметики. И нечего на зеркало (газеты) пенять, коль в Крыму существуют такие кривые рожи. А мы выступаем за гарантированные конституцией Украины равноправие граждан и недопущение привилегий по этническому признаку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий