четверг, 3 ноября 2011 г.

«Позвольте, я в любви вам объяснюсь высоким слогом русского романса…»



Марина ГУСАРОВА
Фото автора


Минувшее воскресенье. Белая гостиная Крымской государственной филармонии заполнена до отказа. Ставят дополнительный ряд стульев, еще один. Нет, к нам в южную столицу пожаловала не заезжая поп-звезда. Небольшой зал не вмещает всех желающих послушать концерт под названием «Романса трепетные звуки…».

То, что далеко не все на постсоветском пространстве считают музыкальную классику полным отстоем, доказал недавно закончившийся на Первом российском канале новый проект — «Призрак оперы», уверенно возглавивший рейтинги популярных телепередач. Признанные звезды эстрады (у которых хватило таланта и мужества решиться на такое) пели арии из опер и оперетт, романсы, номера из мюзиклов и рок-опер, дуэты — причем под живую музыку и без всякой фонограммы. И не только пели, но после оваций восхищенной публики выслушивали порой очень суровый вердикт жюри — корифеев оперной сцены Зураба Соткилавы и Любови Казарновской, а также театрального режиссера Романа Виктюка. Что доказывает столь бурный успех у зрителей столь необычного шоу? Что народ далеко не так глуп и примитивен, как хотелось бы воротилам шоу-бизнеса и некоторым политическим деятелям.

Далеко не так глуп и крымский слушатель — и это дает надежду, что нашей провинции еще далеко до пресловутого медвежьего угла. Тем более что земля наша рождает не только благодарных зрителей, но и ярких исполнителей. Один из них — Солист Крымской государственной филармонии и Крымского украинского музыкального театра, лауреат международных конкурсов Федор Марченко.
Сочный баритон, молодость и эффектная внешность — согласитесь, разве не достаточно этого для блестящей сценической карьеры? Но лично меня, как человека, имеющего профессиональное музыкальное образование, радует то, что этого явно недостаточно для… самого Федора Марченко. Молодой певец не просто показывает слушателям свое мастерство — он ищет новые формы, пробует себя в новых жанрах…
Это качество скептики, возможно, назовут всеядностью, а профессионалы — универсальностью. Таким «универсалом» был на советской эстраде Муслим Магомаев — любимец публики и человек глубоко образованный, по плечу которому были и сложнейшие оперные арии и шлягеры.


Вернемся, однако, к Федору Марченко. Молодой исполнитель органичен и в опере, и в классическом романсе начала XIX века, и в песнях Вертинского, и в романсах из советских оперетт (в одной из которых, «Золотой долине» Исаака Дунаевского, как писала советская пресса, «рассказывается о дружбе между народами и между двумя разнополыми советскими инженерами»), и в рок-опере «Юнона и Авось».
На эстраде — певец, а за роялем — композитор. Крымский композитор Вячеслав Бобров, известный слушателям своими песнями, инструментальными произведениями и, конечно же, романсами.
— Романс для меня, прежде всего, гармония двух начал — поэзии и музыки, — признается Бобров. — Знатоки говорят: «Романс должен настояться на возрасте». Прошли годы — и я пришел к этому жанру…
Романс крымского композитора на слова ныне покойного крымского поэта Евгения Веремеенко «И чувств своих я больше не стыжусь» звучал удивительно органично. Впрочем, вся программа концерта была составлена таким образом, чтобы увлечь и знатока классики, и не слишком подготовленного слушателя.



Федор Марченко и его коллеги — лауреаты международных конкурсов молодая певица Дарья Хохлова, скрипачки Татьяна Кошелева и Оксана Нех, концертмейстер Елена Гуцало — в этот вечер подарили пришедшим в Белую гостиную филармонии настоящий праздник. Признаюсь, мне довелось бывать на концертах подобного рода не только в нашей стране, но и дальнем зарубежье — есть, с чем сравнивать. Но здесь я не увидела ни малейшего признака того, в чем порой упрекают наших исполнителей, — местечковости.
Как и следовало ожидать, Белая гостиная филармонии не смогла вместить всех желающих попасть на концерт. Поэтому встречу с романсом решено было повторить 13 ноября — к слову, билеты уже и на это число почти полностью раскуплены. И это обстоятельство — повод очередной раз обратить внимание властей Крыма еще на одну проблему. В череде уже осуществляемых и еще только задуманных в Симферополе масштабных ремонтов и реконструкций вполне реально сделать одно доброе и очень нужное для крымской культуры дело — построить, наконец, для филармонии, на недостатки в работе которой чиновники министерства культуры автономии пеняют с завидной регулярностью, полноценный концертный зал. Уверена: за это и исполнители, и ценители филармонического искусства скажут властям огромное спасибо.

"КВ" № 122 от 3 ноября 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий