понедельник, 26 декабря 2011 г.

Ёлки рубят - чипы летят


Новые браконьеры не пачкают руки рубкой, а жульничают со штрих-кодами


Валентина ВОРОБЬЕВА


По новым правилам, в этом году все елки продаются с чипами — пластиковыми карточками, удостоверяющими, что деревья срублены законно. Нововведение должно было убить двух зайцев — помочь в борьбе с браконьерами и чуть-чуть увеличить поступления в бюджет. Государство продает чипы — по одной гривне 34 копейки за штуку, правоохранители контролируют, чтобы на рынках елки без чипов не продавались. Браконьеры тем временем придумали новый способ обойти и это правило. «КВ» выясняло, как они это делают.



С картошкой легче
Житель Симферополя Андрей К., что называется, крутится, — летом закупает в селах и продает в городе фрукты, осенью торгует скупленной по украинским селам картошкой, а зимой едет в Закарпатье за елками. И хоть товар этот еще капризнее персиков и клубники (так же портится, а актуален меньше месяца), в декабре Андрей еще ни разу не терпел убытков. Хватало и на новогодний стол, и на подарок жене и троим детишкам. Поэтому и в этом году предприниматель в ноябре «снарядил экспедицию» к вуйкам — поехал договариваться на партию елочек. С коллегами они приехали на большом грузовике, сняли домик в Плаюце (Рахивский район) всего за двадцать гривен с человека в сутки и за неделю сговорились о партии и цене. «Елки порублены. Справим документы и забирайте товар», — сказали им. «И с того замечательного дня мы, три законопослушных идиота, ждем, — вздыхает в телефонную трубку предприниматель. — Хотели все сделать по закону, чтоб деревья были с паспортами. Но началась какая-то муть: сначала три раза поменялись цены, потом надо было дать денег кому-то на взятку. Потом приволокли нам вместо деревьев какие-то дрова с колючками. А теперь кормят «завтраками», мол, отдадут товар со дня на день». Так Андрей К., как зайка серенький, под елочками и скачет…

Размеры спроса и цена вопроса
Зачем Андрей поехал за деревьями аж в Закарпатье понятно — в Крыму елок на новогоднюю порубку выращивается немного. Наши лесхозы в этом году заготовили всего 11 тысяч 800 штук — при том, что в автономии живет больше двух миллионов человек, маловато будет. «Крымские леса выполняют преимущественно защитные экологические функции, — поясняет пресс-секретарь Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству Сергей Гвоздецкий. — Гослезхозы за выгодой не гонятся, заготовка новогодних елок проходит в форме ухода за насаждениями, когда убираются больные, кривые, отставшие в росте деревья, а не по типу «что приглянется, то и срубим».
Продавать этих «жертв селекции» будут по оптовой цене 45 гривен за метр, если елка не выше метра, и по 50—97 гривен за метр, если дерево успело дорасти до двух метров — то есть, на 15—20% дороже чем в прошлом году. На западноукраинских красавиц, учитывая цены на транспортировку и желание людей хорошенько заработать, цены будут повыше. Прогнозируемая стоимость двухметрового дерева в этот новый год — сто гривен за метр.

Елки-палки — нелегалки!
На торговых точках в Симферополе елки уже продаются. Правда, пока нельзя сказать, что торговля идет полным ходом — рановато все-таки. Стоимость невысокого деревца — 80 гривен, пока на уровне прошлого года. На стволах, вверху между ветками, красуется нововведение: пластиковая бирка со штрих-кодом. В Рескомлесе предупреждают: снять ее без повреждения крепления нельзя, а поддельные и недействительные бирки (каждая выдается только на одно дерево) легко выявить: «В случае повторного использования бирки, ее данные не совпадут с общим реестром маркирования. Отсутствие бирки на елке или сосне свидетельствует о том, что ее происхождение сомнительно», — поясняет Гвоздецкий. Продавцов-нарушителей пугают рейдами, уже, мол, созданы и обеспечены карманными ПК мобильные группы из сотрудников государственной лесной охраны, экологов и правоохранительных органов, и грозят штрафами — за каждую незаконно срубленную елку — от 125 до 392 гривен. За браконьерство в черте населенных пунктов штрафы и вовсе драконовские — от 320 до 910 гривен.
По идее, теперь уж точно ни одному гражданину продавать ворованные у государства елки в голову не придет. Чип-то на краденое дерево негде взять. Ан нет, на торговых точках, в гуще импровизированного леса, за «очипированными» елками все равно то и дело прячутся деревья безо всяких штрих-кодов. При этом в Крымском главке МВД нам сообщили, что в городе отдельных рейдов «по елкам» нет, а патрулирование «связано с выявлением всех видов нарушений». «Какой-то операции «Елка» у нас пока нет, я по крайне мере не слышал», — сообщил «КВ» пресс-офицер налоговой полиции Крыма Артур Мазин.
Что же, на обязательные для всех чипы никто не смотрит?

Тем временем в лесах Закарпатья…
Томящийся в Рахове Андрей К. уже смекнул, что задержки с елками как-то связаны с чипированием. Тамошние дельцы тоже смекнули, что он смекнул, и решили говорить прямо. «Говорят мне: хочешь, мы тебе сосенки по полтора доллара за штуку отдадим? Только без чипов. А как продать, научим. Ты, говорят, их тем, кто елки с чипами продает, оптом отдай. Они их за помеченными спрячут и сами быстренько распродадут. Еще в наваре останешься», — рассказывает Андрей. Он, хоть и остался теперь в убытке, от предложенной аферы отказался, побоялся проблем с законом. Но есть и те, что соглашаются. Вот, например, на площади Куйбышева, все елки с чипами, а на Дмитрия Ульянова за законными соснами прячутся «нелегалки». Правда, продолжалось это пару дней, теперь возле точки дежурит сотрудник милиции.
Выходит, схема работает, нынешний браконьер — это не дядька с топором, а ловкач с чипом?
В Рескомлесе подтверждают нашу догадку и поясняют: мобильные группы в городах особо не «шуршат» как раз потому, что нечипированные елки появляются на рынках вследствие махинаций на лесхозах. Там и у правоохранителей сейчас «поле боя». «Чипы выдаются на один день, по одному на каждое дерево. Недобросовестные предприниматели получают партию деревьев с чипами, проходят все посты, привозят товар на точку, снимают с части елок эти чипы и снова едут в лесхоз — там подкупленные люди дают им «левые» деревья, — говорит Гвоздецкий».
Сейчас, по данным Рескомлеса, без чипа проскальзывает, то есть становится жертвой браконьерства, каждая десятая елка. И это, по сравнению с прошлыми годами, совсем немного.
 Страсти по «зеленому золоту»
А что, из-за сезонного ажиотажа елки и так можно назвать. Вокруг родственниц доллара (он же тоже вечнозеленый) ежегодно — шум. Неделю назад в Киеве из-за главной елки страны разгорелся нешуточный сыр-бор — новогоднюю красавицу сделали такой «нарядной», что даже такой простой человек как Николай Азаров у себя на «фейсбуке» плевался. Теперь украшения развешивают заново, старательнее.
По всей Украине в этом году популярно брать елки напрокат — стоит живое дерево в кадке как срубленное, но если вы после праздников вернете его целым и невредимым, вам вернут половину денег.


Вип-опрос «КВ». Дома елку ставить будете?
Председатель республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству Игорь Кацай: «Я каждый год покупаю домой и в кабинет живую ель в кадке. А после новогодних праздников высаживаю ее возле дома. Целая аллея получается»
Начальник Крымского главка МВД Сергей Резников: «Да, конечно поставлю, живую. Не маленькую, не большую, такую средненькую…»

 ***
Мэр Феодосии Александр Бартенев: «Елку всегда ставлю, тем более что у меня в дни новогодних праздников еще и день рожденья. Предпочитаю настоящую, но маленькую».
Главный врач Крымского республиканского центра здоровья Виктор Бридко: «В этом году, как и в предыдущие годы, поставлю искусственную. Живые елки мне просто жалко».
Победительница конкурса «Королева Украины — 2011» Лилия Козаченко: «В этом году елку наряжать не будем. Моя маленькая собачка неадекватно на нее реагирует, ест дождик. Поэтому, увы, мы такого удовольствия лишились».

Комментариев нет:

Отправить комментарий