понедельник, 26 декабря 2011 г.

Чудо воссоздания



Александр БОНДАРЕНКО
Фото автора


На глазах Симферопольцев свершается чудо воссоздания кафедрального Собора Святого князя Александра Невского. Третий раз в городской истории устремляются ввысь его купола. Немало храмов возведено уже трудами Владыки Лазаря, но к этому - отношение особенное.

«Возлюбленные о господе братья и сёстры!
В дни, когда все мы осознаём, что для процветания нашего Богоспасаемого Отечества необходимо духовное единство его народа, восстановление Кафедрального Собора Св. блгв. Кн. Александра Невского в г. Симферополе пусть станет зримым символом нашего духовно – нравственного возрождения. Этот храм, построенный на месте суворовского редута, не случайно носит имя святого православного воина – полководца, выдающегося государственного деятеля, который не только на поле сражения, но и дипломатическим
путём решал вопросы страны.
Именем этого угодника Божия был в годы Великой Отечественной войны назван орден,
которым награждались героические защитники Родины от немецко – фашистских захватчиков. Мы твёрдо верим, что, пребывая в составе создаваемого в Симферопольском сквере Победы духовно – патриотического комплекса Александро – Невский собор, как и ранее, всегда будет памятником тем, кто совершал святое дело: отстаивал своё Отечество.
И вот ныне, Богусодействующу, всем нам предстоит восстановить этот дивный храм, который был полностью разрушен в 30 –е г.г. ХХ в.
В это великое и благое дело каждый может внести свою посильную лепту. И да будет она всем нам и предкам нашим, во искупление грехов, и во спасение, жизнь вечную.
Пусть возрождённый собор объединит всех нас во имя созидания духовного единства, мира, согласия на Богоспасаемой Крымской земле и да приблизит Господь тот радостный час, когда из этого храма вознесутся к небесам наши молитвенные воздыхания, а над древней Тавридой проплывут его колокольные звоны»
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь

Непростая история

Возведение соборного храма в Симферополе связано с посещением губернского города Екатериной II в 1787 году. Государыня, удивлённая бедностью и теснотой временной церкви во имя Свв. равноапостольных царей Константина и Елены, повелела озаботиться о постройке Соборного храма. Судьба строительства оказалась непростой, и оно растянулась на долгие годы. Первоначальный храм был заложен лишь в мае 1810 года на Александровском редуте (ныне место расположения гостиницы «Украина»). Но, по решению специально назначенной комиссии, возведённый под крышу собор, был разобран. Сказались ошибки в выборе места и самом строительстве: стены храма покрылись трещинами.
Три года опытный архитектор И.Ф. Колодин готовил место под новый храм. Автором проекта стал известный Петербургский зодчий И.И.Шарлеман. От закладки первого камня 12марта1823г. до освящения собора в 1829 году прошло более 6 лет. Почти целое столетие, храм потом обстраивался, ведь и сам город рос. Многие горожане внесли свою лепту в его возведение.


По словам протоирея о. Александра, секретаря Симферопольской и Крымской епархии:
-В Александро – Невском соборе звучали проповеди выдающихся святителей и богословов. В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной II. Величественный пятиглавый храм, украшенный классическим портиком, видел российских императоров, великих князей».
Известно, что православие сыграло огромную роль в становлении и жизни Российского государства, но в эпоху просвещённого атеизма многие храмы оказались изувечены. Не избежал этой участи и собор, бывший некогда центром духовной жизни губернского города, в 1930 году он был взорван.
Воссоздание собора – один из немногих примеров решения сложных проблем в новейшей Крымской истории. Помню, что и сам сомневался в начале этих работ. Однако, инициаторы смогли убедить ветеранов Великой Отечественной войны и горожан в том, что памятник в сквере при этом не пострадает. Действительно, танк - освободитель был перемещён, а вокруг него появился целый мемориальный комплекс.
Само строительство собора помогло устранить ещё одну историческую несправедливость:
в его котловане были обнаружены останки нескольких советских воинов, освобождавших город и захороненных в 1944 г. в сквере, по дорожкам которого давно ходили Симферопольцы.
По номеру на найденном ордене Красного Знамени удалось установить одного из погибших. Им оказался старшина Кучеров И.К., чья фамилия не значилась в списке перезахороненных на Симферопольское воинское кладбище. Останки героев были снова преданы земле рядом с собором, а фамилии всех ранее здесь погребённых были выбиты на памятнике, установлен крест. Здесь в памятные дни уже отдаются почести павшим, сам Владыка молится за них. Уже стали привычными в сквере Победы и у вечного огня, в Гагаринском парке панихиды по погибшим.
Первый в истории визит Патриаха РПЦ на Крымскую землю в 2010 году был приурочен к важному для нашего собора событию – освящению его купольных крестов. Обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл произнёс с надеждой проникновенные слова: «Сегодня в центре Симферополя мы являемся свидетелями того, как после разрушения наступает возрождение. Дай Бог, чтобы этот яркий символ возрождения – собор Святого князя Александра Невского навечно многому нас научил и дал нам надежду на наше возрождение, на возрождение души, духа, возрождение жизни человеческого общества».


«Тяжелейшая ситуация»


Человек, без имени которого уже немыслимо возрождение святыни в Крымской столице, сопредседатель попечительского совета по возведению храма Сергей Владимирович Куницын, вспоминает:
-Владыка 7 лет бился, чтобы убедить ветеранов перенести танк. И вот, когда мы танк переносили, была, вообще, тяжелейшая ситуация. Договорились с ветеранами, что сделаем Аллею Славы, танк перенесём и более красиво оформим. Когда начали танк поднимать, я был в Судаке. Мне позвонил Владыка, говорит: « Кран провалился опорами, танк не поднимает». Приняли решение с мэром Симферополя срезать башню и его по частям переносили. Если бы мы в этот день не перенесли, ветераны могли передумать. Давалось очень тяжело это решение. Потом освятили это место. И нашли старый фундамент. По пятну этого фундамента, по сути, восстанавливали храм.
- С какими трудностями столкнулись уже при строительстве, кто были Ваши помощники?
-Моя главная задача – это стабильное финансирование. Владыка тоже надеялся, что только начнём строить, пойдут, понесут. Жаль, что этого не произошло и почти вся тяжесть строительства, все эти восемь лет, легла на меня и на плечи митрополита. На начальном этапе нам оказал серьёзную помощь Л.Д.Кучма, через Виктора Пинчука. Пинчук 300 000 долларов пожертвовал. На эти деньги, мы сделали столярку, и она установлена, неделю назад. Окна из красного дерева. Активно нам помогала Наталья Трещёва, к сожалению, умерла, и её отпевали в нижнем храме собора. Она руководила фирмой ООО «Крымстройиндустрия», которая является генеральным подрядчиком по строительству. И исполнители с проектировщиками стараются принимать решения, снижающие затраты.
Серьёзно помогал губернатор Московской области Б.В. Громов с изготовлением иконостасов. Россияне изыскали средства на них. Один иконостас готов и доставлен. Второй, высотой 12.5 метров, будет поставлен в марте – апреле. Сами иконостасы изготовлены в Индонезии из очень дорогого тикового дерева – это вечное дерево, не поддаётся гниению. Когда Василий Джарты подключился, он дал денег на золочение купола и облицовку гранитом цоколя. Владимир Константинов производил работы с полами нижнего храма и взял на себя обязательство сделать их в верхнем храме.
Но знаете, самое обидное, что Крымские бизнесмены фактически не помогали, за редким исключением. К сожалению, чем богаче люди, тем скупее. Это уже вопрос к их духовности. Мы сейчас заказали трое больших входных дверей и профинансировали изготовление других дверей, колокола все готовы.

-Колокола подарили?
-Нет, я нашёл вариант определённого бартера. Помог директору «Донецкспецстали». Он, очень верующий человек. Это единственный завод на Украине, который делает колокола. Хотели заказывать в Воронеже, но решили здесь, потому, что хорошие колокола, из сплава меди, олова, цинка и серебра. Все 12 колоколов привезены, самый большой- 7 тонн, уже установлен. Остальные займут своё место в ходе достройки колокольни. Сейчас закончили золочение основного купола, работы по золочению будут продолжаться. Идёт отделка цоколя житомирским красным гранитом. На прошлой неделе мы собирались с архитектором Владимиром Кравченко, представившим эскизы четырёх вариантов парадной лестницы. В 2012 году основные общестроительные работы будут закончены, можно будет устанавливать иконостас и приступать к росписи. Остаётся благоустрой- ство территории.

-Известно кого будете приглашать для росписи?
-Мы ведём переговоры с россиянами, Софринскими мастерами. Это очень дорогостоящая работа. Роспись больше года займёт, а то и полтора.
Главное, я думаю, в следующем году уже пойдёт в нижнем храме служба. Возможно и в верхнем тоже. Я недавно был в Донецком кафедральном соборе, в нём много икон, но стены не расписаны. А служба идёт, и люди молятся. 12 сентября Владыка Лазарь и в недостроенном соборе традиционно совершает Божественную Литургию в день памяти Св. князя Александра Невского.
-Как окончательно будет выглядеть духовно – патриотический комплекс, увидим ли в нём имена героев войн, которые вела Россия при освобождении и обороне Крыма?
-Речь шла о том, чтобы объединить в единый комплекс памятник погибшим во время Великой Отечественной войны при освобождении Симферополя и Крыма с танком, храм и Долгоруковский обелиск. И ещё будет стоять вопрос, чтобы убрать транспортный поток от входа в собор.
. Я могу сказать, что у нас есть договорённость с людьми. Теми, кто участвовал в строительстве храма, в том числе в телемарафоне в позапрошлом году, когда люди по 10 гривен покупали кирпичики. Более 700 человек тогда их купили, и эти кирпичи легли в стены храма. Бедные люди, безусловно, не богатые. И в стенах храма будут их имена и фамилии.
-Что для Вас собор Александра Невского?
Это уже вопрос чести, вопрос жизни. Поэтому Владыке в самые трудные моменты говорил: « Я его никогда не брошу»! Даже тогда, когда я сильно болел. И команда «Таврия», которую возглавляю, тогда часто приходила на помощь. Для нас – это святое. Мы прошли такой тернистый путь, 80% работ уже сделано. Думаю, это будет, архитектурное решение, украшаю -щее город.


Всё начинается с проекта

Соавтором проекта и главным архитектором собора стал начальник научно - производственного отдела Республиканского предприятия "Крымская комплексная архитектурно-реставрационная мастерская "Укрпроектреставрация" Сергей Ставрович Канев, проектировавший реставрацию зданий Главного управления Национального банка Украины в АРК (бывший банк « Общества взаимного кредита»), ГАО"Черноморнефтегаза" (бывших казённых палат), гостиницы «Бристоль» в Ялте и других.

Работа реставратора всегда начинается с тщательного изучения архивных документов, чертежей, старинных фотографий зданий. Как рассказал архитектор, в работе им были использованы историческая справка, представленная С.Л.Беловой, а также проектные работы, выполненные ранее архитектором В.А.Бабеевым. За основу был взят взорванный в 1930 г. храм. В группу проектантов также вошли руководитель группы архитекторов О.О. Миловидова, ведущий архитектор Е.Н.Гуржи. Все чертежи архитектурного раздела выполнены специалистами «Укрпроектреставрации».


Сергей Ставрович вспоминает, что для работы над проектом пришлось взять месячный отпуск. Принятый архитектором, унифицированный размер определил основные пропорции здания. Собор не является точной копией предыдущего. Ведь изменились строительные нормы и технические требования к возведению подобных сооружений, материалы, да и вместимость его требовалось увеличить. Что же нового привнесли в проект авторы?
Появился ещё один этаж – цокольный, в котором разместится нижний храм. Купола стали шлемовидной формы и собор подрос. Красивее стала наружная отделка, его облицовывают альминским камнем, а цоколь - красным гранитом и, самое главное, засияют золотом купола.

Строительную часть проекта разрабатывал институт «Крым НИИ проект», в частности АСО -1 под руководством Таисия Евгеньевича Шеремета, главный конструктор
Дмитрий Дмитриевич Тимощенко.
В 2001 году эскизный проект собора был согласован бывшим главным архитектором Симферополя В.Г.Кравченко и Владыкой Лазарем.
Собор венчает, традиционное, для православных храмов, пятиглавие: большой центральный купол, доминирующий над всей композицией и четыре малых. Храм крестообразный, двухпрестольный, со встроенной колокольней. Верхний храм посвящён – защитнику земли русской, Св. блгв. Кн. Александру Невскому, посвящение нижнего – удел недалёкого будущего.
Сорок один с половиной метра.
Собор вырос на глазах и продолжает устремляться ввысь. Стоя рядом с храмом, чувствуется величие сооружения: ведь приходиться запрокидывать голову, чтобы увидеть завершение строительства его колокольни и золото крестов.
Воссоздание собора ведёт ООО «Крымстройиндустрия». Спокойная уверенность исходит от людей, творящих собор.
Главный инженер, с первого дня строительства собора, Игорь Михайлович Пузанков рассказывает:
-Второго июня 2003 г. был вынут первый ковш земли из котлована собора, и в дальнейшем строительство шло по плану. В связи со сложной геологией забили около 400 свай длиной от 6 до 9 метров. Грунт здесь мергелистые известняки с глиной. Это была основная сложность. Пришлось останавливаться, проводить испытания и мы с бетонированием вошли в зиму.

-Не повлияли ли низкие температуры на качество работы?
-Есть специальные технологии прогрева бетона с помощью электричества, используем противоморозные жидкости.
-Сколько же у Вас ушло бетона?
-Года три назад я просчитывал, что уложенного нами железобетона хватило бы на постройку четырёх девяти – этажных зданий. Но тогда ещё не была начата колокольня. Толщина стен собора (без штукатурки) от 800 до 1200 мм. Он рассчитан на сейсмостой- кость 8 баллов. Геологи дали расчёт на 7 баллов, но т. к. здание общественное, заложили на 1 балл выше.
- На сколько человек рассчитан храм?
- Вместимость верхнего храма 2000 человек.
- Какие были ещё сложности в строительстве?
Разные, например, облицовка собора. Она традиционно в Крыму производится морозоустойчивым альминским камнем. Только раньше использовалась плитка, а мы облицовываем именно камнем. Был определён его модульный размер для удобства стыковки с кирпичной кладкой: 225 мм х 120 мм. Каждый камень крепился в кладку двумя медными анкерами диаметром 6 мм. Камни клались на тонкий слой клея, малозаметного в шве. Применяется много шаблонных элементов: карнизы, оконные наличники, сухарики под карнизами, базы и капители колон и др. Их изготовление и поставку производит кооператив «Южный». После монтажа, облицовочный камень шлифуется и для долговечности обрабатывается специальными составами.
- Цемент используете Бахчисарайский?
- Строители всегда стараются использовать местные строительные материалы: цемент,
кирпич, камень, щебень наши, Крымские. Но песок – Запорожский, красный гранит из Житомира, белый мрамор, может быть турецкий или греческий.
- Какой принцип при выборе материалов: наличие средств, качество?
- Думаю, соотношение цены и качества.
- Колонны не литые?
-Колонны собраны из колец альминского камня. Собирали 2-3 кольца диаметром 800 мм. и заливали их железобетоном. Каждое кольцо имеет индивидуальный размер. Возможно, что раньше выложены из камня были. Хотя армирование конструкций производили и наши предки. В Топловском монастыре я видел армирование стен взорванного храма. Поразило меня там и качество кирпича, Говорят, его делали монахи. Мы используем кирпич Симферопольского завода. Когда затопило карьер, брали Феодосийский, он лучше.
- Может на него перейти?
- «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз». Топливо очень дорого сейчас.
В Керчи вот, вообще, прекрасного качества кирпич.
- Сохранность здания зависит и от кровли, какое покрытие у собора?
- Кровля – медный лист толщиной 0.5 мм. Медь почти вечная, она является лучшим материалом для покрытия куполов. Предлагали титановое покрытие куполов. Этот
металл, при определённой обработке, может становиться, и синим, и красным, в том числе, и золотистым. Но Владыка остановился на золочении. Купола собирали из железобетонных лепестков толщиной 150 мм. Сверху делалось опорное кольцо. Внутри купола есть армирование, снаружи формируется конструкция: по куполу уложены металлические фермы, и на них устроена кровля. Между тем, что мы видим и железобетонным куполом может пролезть человек, там уложен утеплитель.
Раньше не такая была технология. Делали кружала, и устройство куполов выкладывали клинкерным кирпичом (имевшим клиновидную форму). Барабан главного купола опирается на опорное кольцо, а оно на 4 подпружные арки. В подпорное кольцо, размером 200 см. х 20 см., уложено 80 куб. м. бетона.
- Какова высота собора?
-Колокольня 38 м., без креста. Должна была быть 35 м., но в процессе строительства пришлось изменить форму куполов, с циркульной, на шлемовидную. При классическом стиле, плохо было видно купола из - за фронтонов. Также изменили форму куполов на малых главках. 38 м. (мой собеседник берёт в руки калькулятор, прим. авт.) – это высота 13.5 этажного дома, считая 2,8 м. этаж. Это от нуля, а ещё 3,5 м. цокольный этаж. Итого: колокольня 41,5 м., т.е. высота почти 15 этажного дома.

-Собор весь в лесах, известна их площадь? - Более 2000 кв. м. площадью только наши леса, а ещё есть леса, которые Владыка арендует (устанавливаемые по криволинейной поверхности).
- Кто ваши строители, каково их отношение к работе?
- Люди разных национальностей. Есть два татарина, был узбек. Главное профессионализм и дисциплина. Если руководитель требователен, то и исполнитель будет работать. Качество у нас на первом месте. Если выявляем пьянство, сразу увольняем.
- Владыка не торопит?
- Он прекрасно знает наши возможности и определяет сроки. При возведении стен, использовался метод работы крана «на себя» и одновременно могли работать не более 20 рабочих.
-Приходилось ли что – то самим изобретать?
-Здание индивидуальное, пришлось делать монтажные приспособления. Для элементов колонн, к примеру, изготовили специальные захваты. Когда начинали строить, проектировщики запланировали кран КБ- 503 с вылетом стрелы 40м., но таких всего три в Крыму было. Поставили КБ – 403А, со стрелой 30м., что усложнило нам жизнь. Сейчас загружаем все тяжёлые колокола. В нижнем ярусе стоит самый тяжёлый – «Благовест».
В эти дни сооружается последний восьмигранник колокольни.

Симферополь златоглавый.

Меняются архитектурные стили и направления, но купола по-прежнему занимают важное место в христианской архитектуре. В православии купол является символом небес. Внутренняя поверхность купола называется сводом и украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов. Снаружи купола главных, кафедральных соборов по традиции золотят.

Использовавшийся ранее при золочении купола Исаакиевского Собора в Петербурге огневой способ золочения, связанный с нагревом медных листов, на которые наносился раствор ртути и золота, унёс не один десяток жизней рабочих, отравившихся парами ртути. Теперь иные, менее опасные технологии.



В начале лета горожане заметили ажурное сооружение из дерева и полиэтилена,
укрывшее главный купол собора. В работу включились специалисты по золочению.
ППП «РПИ Крым». Директор предприятия, Николай Евгеньевич Месков, охотно делится секретами мастерства: «Мы приступили к работе 18 мая 2011 года. Свои средства на это внёс ныне покойный Василий Георгиевич Джарты. Сейчас продолжается работа и деньги даёт семья Джарты».
Как же несправедливо, порой устроен мир, как мало отпускается дней человеку. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь вспоминает: «При первом же посещении строящегося Свято – Александро - Невского кафедрального собора В.Г. Джарты сразу спросил меня, в чём нужна помощь? И в тот же день он решил те вопросы, которые доселе были для нас «камнем преткновения». В том, что ныне храм облицовывается гранитом, а самое главное, золотятся его купола – это всецело заслуга и усердные труды Василя Георгиевича, которого нет сегодня с нами. Но его Богоугодное дело живёт и подаёт достойный пример сыновнего отношения к Святой Матери Церкви всем нам. Всемилостливый Господь да успокоит душу его в селениях праведных. Даруя ему Царствие Небесное.
Радует моё благодарноё сердце и то, что на этом Василий Георгиевич не остановился, а выступил с инициативой и фактически приступил к работе на устроение ещё одной прекрасной жемчужины Крыма. Которая, уверен, по достоинству станет не просто украшением Богоспасаемого Симферополя, а его новой визитной карточкой – строительство храма во имя Святого Василия Великого на железнодорожном вокзале!
Это ли не утешение для всех нас - ибо, даже пребывая в ином мире, человек может творить благое дело в мире этом! Вечная память Василию Георгиевичу!»
Представитель династии Месковых, действительно мастеров «золотые руки» продолжает:
-Золочение – работа очень сложная и трудоёмкая. В Крыму есть золочёные купола только в Севастополе на Покровском соборе, в Гурзуфе и в Ялте на Свято – Александро – Невском соборе. Остальные купола покрыты медью. Медь, окисляясь, чернеет. Через 50 лет окись меди становится закисью, и купола зеленеют.
Сначала нужно снять окись меди, чтобы лист был чистый. Жестянщик должен проверить швы, прошпаклевать их, чтобы не попала вода. После этого наносится несколько слоёв специальных покрытий, предпоследний из которых и седьмой по счёту лак - мордан, и только после этого, сусальное золото. Само сусальное золото является не только декоративным, но и хорошим защитным покрытием, способным даже при нынешней экологии городов и кислотных дождях, сохранять свои свойства. Хотя это тоже относительно. На соборе Петра и Павла мы ежегодно осматриваем в бинокль золочёные кресты и уже заметны микротрещины, ведь там большой транспортный поток. Думаем, лет через пять, придётся снимать кресты, простоявшие 22 года и перезолачивать. Перед тем, как начинать работу построили тепляк, на который ушло 12 куб. м. леса и 450 м. кв.
полиэтиленовой двухслойной плёнки.
- Как в парнике приходится работать?
-Там очень сложно. Вчера утром было холодно, +6 градусов, поднялся туда, и пришлось раздеться, потому, что было уже +28 градусов (разговор состоялся в конце октября с.г., прим. автора). Когда светит солнце, там до 55 градусов. Окно сделали, и идёт проветривание, но всё равно трудно. Сейчас работают 6 позолотчиков, в основном немолодых. У каждого свой участок, как бы сегментами купол поделен.
В респираторах, противогазах работать очень неудобно. При размывке первого слоя
окислов тепляк ещё не был закрыт с боков, была лишь сверху крыша. Когда же собрали
весь тепляк и наносили лаковый слой, мы оттуда уходили на сутки. Начинаем золотить сверху. Сусальное золото представляет собой маленький квадратик 9,15 х 9.15 см., он сложен в книжечку. В книжечку входит 60 листиков, общая их площадь 0.5 кв. метра. Мастер получает эту книжечку и с ней работает. Он режет листок, если нужно. Поскольку поверхность сферическая, положенный на неё целый лист может где – то лопнуть посередине. Поэтому, мастер разрезает лист пополам и половинки эти накладывает внахлёст. Если впритык делать, то при нагреве медь будет расширяться и образуются щели, в которые может попасть влага. Поэтому идёт больший расход, около 1% сусального золота идёт внахлёст.

Это в случае с куполом, когда плоская поверхность. Но мы золотили и иконостасы, на которых (особенно барокко) до 40% сусального золота может уйти на нахлёст. Но с этим приходится мириться, потому, что такая технология.
Мы используем золото, которое получаем с Харьковского завода «Рубин». Золото бывает двух видов: для внутренних и наружных работ. Книжечка для внутренних
работ весит 1.4 грамма, для наружных - 2.7 гр. Это стандартный подход. Получаем из Харькова в запечатанных блоках на 10 книжек. В этом году будет закончен большой купол, а на следующий год - четыре малых купола. Пятый купол на колокольню будем золотить внизу.


Лак - мордан берём в Сегеевом Посаде, потому, что это единственный его производитель на постсоветском пространстве.
- Откуда у лака это название и что оно означает?
-Лак - мордан делается по старинным рецептам из натуральной льняной олифы. Она специально кипятится при определённой температуре, добавляются определённые ингредиенты. Это название пришло из Италии. В переводе с латыни, по – моему, означает «крепкая рука», или « прижатая рука».
Покрывая лаком - морданом около квадратного метра поверхности, надо быстро работать, иначе придётся опять её шлифовать, покрывать. Каждый мастер сам знает
сколько ему нужно времени при его опыте и той поверхности, которую он делает.
Для купола колокольни сделаем тепляк на земле. Краном поднимем купол. Но высоты подьёма груза при горизонтальном вылете стрелы не хватает.
Площадь главного купола 264 кв. метров, к середине ноября его золочение закончим. Но всё зависит, от погоды. Вопрос в температуре. Если выше +14 градусов – мы работаем, если ниже – нет. Лак может не схватиться. Если будем применять обогрев, то только УФО – электронагревателями, где для нагрева используется инфракрасные лучи.
- Где Вы обучались?
-Наша мастерская входила в систему Госстроя, сейчас, она по - другому называется. В нём была корпорация ЗАО «Укрреставрация», где мы работали. Потом в отдельное предприятие выделились – ППП «РПИ Крым». Как и все предприятия, имеем лицензию, в которой указаны наши работы: резьба по дереву, фрески, позолота, реставрация мебели, дворцовых интерьеров. Обучение и стажировку проходили в киевских реставрационных мастерских.
У каждого мастера, как профессионала, есть удостоверение на право производства работ.
Я вот столяр – краснодеревщик. Закончил Киевскую художественную академию и сейчас являюсь директором предприятия. Но, если нужно, сам беру в руки инструмент, как позолотчика, так и резчика. Мы и мозаики восстанавливаем. Когда восстанавливали Владимирский собор в Херсонесе, все мозаики, старые полы делало наше предприятие.
-Удар стихии, случившийся летом этого года в Симферополе, сильно осложнил работу позолотчиков. Горожане помнят небывалые градины, величиной с яйцо, повредившие не одну автомашину и лёгкую кровлю. Золочение яблока под крестом главного купола пришлось полностью заменить, а мелкие вмятины были зашпаклёваны.
Долговечность покрытия должна составить не менее 25 лет.


Поможем собору

Третий раз идёт строительство в городе собора, который обещает стать красивее предыдущего. Творить добро, что лучшее может позволить себе человек?
Ведь, стремление помочь ближнему, благотворительность – одно из важнейших человеческих качеств. Само восстановление храмов – один из шагов возрождения духовных ценностей, которых так не хватает современному обществу.
По-настоящему ценным, остается только то, что увидят и оценят потомки, чем можно гордиться перед детьми, что останется и будет востребовано, увы, уже после нас.
Уникальный ансамбль Киево – Печерской Лавры, основанной в 1051 году при Ярославле Мудром, фрески Андрея Рублёва в соборе Успения во Владимире (1408г.), Ялтинский собор Св. благоверного князя Александра Невского, выстроенный в 1902 году архитекторами Н.П.Красновым и П.К Теребеневым в древнерусском стиле, множество других памятников искусства и культуры получили мы в дар от наших предков. Эту каменную летопись должны передать и дальше потомкам. И, если есть возможность, прибавить от себя.
Храмы – это наша история и та духовность, вокруг которой могут сплотиться люди, объединяясь в один великий народ. Это та невесомая, необъяснимая, связь поколений, едва слышимый, зов предков, который с каждым прожитым годом звучит для каждого из нас все громче, становится все важнее.
Всем вместе, всем миром, исстари было принято возводить храмы на Руси. И в этом великом деле не может быть слишком малого вклада.
Неважно, что жертвы наши подчас бывают самые копеечные. Важна не величина её, а то расположение сердца, с каким эта жертва приносится. Бедная вдова положила всего две лепты (монеты), а по суду Христову ее жертва была признана более всякой другой (Евангелие от Марка, гл. 12, ст. 43-44).
Каждая копейка, вложенная в строительство, каждый дар храму, каждое слово, замолвленное в поддержку - все окажется к месту, все сослужит великую службу во имя общего дела.
Слишком много соблазнов в современном нам мире и люди устали от неверия, лжи, безысходности. Наверно, пришло время созидания, время собирать камни. И снова мы возводим храмы, потому что каждый построенный храм – это много душ, которые идут по нормальной дороге. Мы не раз убеждались, что никакая экономика, никакие государственные программы не способны помочь нравственному возрождению общества.
Строительство собора ведётся лишь на пожертвования, которых пока собрано недостаточно.
Участвуя в восстановлении и строительстве Храмов, Вы внесете свою толику вклада в общее дело возрождения корней и нравственных ценностей нашего народа.
Приблизить день, когда воссияют купола и, польётся медный звон колоколов собора, может каждый.
Банковские реквизиты для перечисления благотворитель ной помощи на воссоздание кафедрального собора Святого Благоверного князя Александра Невского: Симферопольская и Крымская епархия, ОКПО 20710169, МФО 384436, расчетный счет Р/с 26009057002988, Крымское РУ Приватбанка в г. Симферополе; тел. 25-45-11.
Пожертвовать на храм можно также в часовне у храма.
Гонорар за статью автор просит перечислить на воссоздание Свято – Александро - Невского собора.

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря

Комментариев нет:

Отправить комментарий