Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
…Кошки спят на крышах, дети спят в кроватках, а председатель домкома Виталий Фундиков… лезет на чердак. Как вы думаете, зачем? Чтобы встретиться со своей соседкой Элеонорой Черешкиной в интимной, так сказать, обстановке. Правда, предмет его страсти даже не подозревает, зачем строгий управдом пригласил ее на «технический этаж»…
Именно такова завязка очередной премьеры Крымского академического русского драматического театра им. Горького – спектакля по пьесе А. Беккер и Е. Смоловской «Неодолимая страсть Фундиковых».
Конечно, Фундиковы и Черешкины – не Монтекки и Капулетти, но драматизм на сцене порой не уступает шекспировскому. Ведь страсть к дамам из рода Черешкиных – это у Фундиковых семейное. Ни больше, ни меньше.
Есть здесь и еще одно удивительное совпадение. Практически все занятые в пьесе актеры играли в первой премьере сезона - чеховском «Дяде Ване». И ставил обе премьеры худрук «горьковского» Анатолий Новиков. Конечно, сравнивать классиков и современников – дело рискованное и даже опасное, но при всей их несхожести эти два спектакля объединяет желание заглянуть в души героев, понять и принять их внутренний мир.
«Неодолимая страсть Фундиковых» - комедия. Но комедия лирическая, подернутая легким флером грусти. Наверное, именно такие чувства - светлая печаль и робкая надежда – готовы нахлынуть, когда нечаянно-негаданно приходит любовь. Ее уже совсем не ждешь, хотя где-то в потаенных уголках души все же теплится надежда - а вдруг судьба еще подарит шанс? Но готовы ли два уже зрелых человека, погруженные в заботы о детях и пожилых родственниках, с благодарностью принять этот подарок судьбы?
Парадоксальные ситуации, нелепые совпадения, смятение чувств, сплетенье обстоятельств, скрещенье судеб… И сама пьеса, и спектакль в постановке Анатолия Новикова многоплановы, полифоничны. Порой за внешне ничего не значащей репликой героя - целая судьба: потеря близких, разочарование, бессонные ночи, крушение жизни, робкое желание начать все сначала и обрести счастье…
Меняются чувства героев, меняются и декорации. И вот уже вместо чердака мы попадаем сразу в две квартиры - Черешкиных и Фундиковых - а потом и на заброшенную детскую площадку. Происходит подобное путешествие в пространстве почти мгновенно: поворот сцены – и готово! Автор этих «трансформеров» - художник-постановщик Владимир Новиков поработал на славу!
Теперь об актерах. Многие из них предстают здесь не в совсем привычной ипостаси. К примеру, возрастная роль Елены Сорокиной (Элеонора Черешкина) – уже своего рода открытие. Тем более, что ее дочь Викторию воплощает на сцене почти ровесница - Юлия Островская.
Неожидан в роли ухажера-неудачника и Дмитрий Кундрюцкий - это вам не полковник Скалозуб или доктор Астров! Авиадиспетчер Виталий Фундиков болезненно стеснителен даже тогда, когда пытается скрыть смущение под маской эдакого нахального мачо – именно такими бывают по-настоящему влюбленные мужчины. Даже его сын Георгий (Андрей Пензин) в делах амурных смелее папаши, хотя еще в школе учится!
Есть здесь «король» и «королева» эпизода – Анатолий Новиков в роли отца Элеоноры и Светлана Кучеренко, создавшая на сцене «светлый образ» тещи Фундикова, живущей под одной крышей с овдовевшим зятем.
Есть и свой доморощенный философ - бомж, частый гость того самого чердака, где все и началось. Своего героя Игорь Бондзик рисует в свойственной актеру слегка ироничной манере: ведь даже оставшись без крыши над головой можно получать от жизни маленькие радости – выпить, закусить, а если душа попросит – свидание даме назначить. А можно и помочь двум одиноким душам, наконец, соединиться…
Возможно, убежденные скептики сочтут эту премьеру слишком легкой и даже неглубокой. А романтики – напротив, доброй, человечной и очень актуальной. Кто из них прав, сказать сложно, да и нужно ли? Гораздо лучше назначить романтическое свидание. Где? Хотя бы на чердаке! А еще лучше – вместе отправиться на премьеру: веселый и приятный вечер вам гарантирован!
"КВ" № 14 от 11 февраля 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий