четверг, 16 февраля 2012 г.
«Я слышу осень в шелесте листвы…» Бахчисарайские откровения Якова Басова
Марина ГУСАРОВА
Фото автора
Быть классиком не всегда значит умереть в нищете, быть надолго забытым потомками, а потом случайно «открытым». Народного художника Украины Якова Басова в Крыму не забывали никогда, и, надеюсь, не забудут. Ведь для многих крымчан Яков Александрович — не просто классик, а земляк — для кого-то коллега, для кого-то учитель, для кого-то — просто друг. Поэтому неудивительно, что выставка работ этого замечательного художника, открывшася на прошлой неделе в Симферопольском художественном музее, собрала немало почитателей его таланта и просто неравнодушных зрителей, в числе которых были и столпившиеся шумной стайкой у картин воспитанницы городской школы-интерната.
Уроженец Симферополя, ученик Николая Самокиша, выпускник Ленинградской (ныне — снова Петербургской) академии художеств, фронтовик, Яков Александрович в 1946 году вновь вернулся в Крыму, где до конца дней жил и работал в одном из красивейших его уголков — Алупке и Ялте.
Как всякий настоящий классик, он оставил на земле заметный след. Шутка ли — шестьдесят персональных выставок на Украине, в России, США, Канаде, Голландии, Норвегии, Бельгии, Австрии, Англии, Франции, Италии, Испании, Японии, Польше, Германии! Его работы хранятся в собраниях 36 государственных музеев и в частных коллекциях. Не обделенным наследием Басова остался и Крым — в музеях автономии находится более шестисот работ художника. А на его «малой родине» — в Алупке — на основе экспозиции картин Якова Александровича открыли целый городской художественный музей!
Представленные в экспозиции сорок четыре работы из фондов Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника — лишь одна из граней обширного и разнообразного творческого наследия Басова. Но грань очень интересная, даже знаковая — прежде всего потому, что, начав, как говорится «с большого» — живописи маслом — Басов уже в период творческой зрелости перешел к легким и прозрачным акварелям. Об этом переходе сам художник вспоминал так: «Ничто так не вдохновляет людей, не облегчает их состояние, не успокаивает, как пейзаж». Знаменитый широкий смелый «басовский» мазок становится все камернее, уходят на второй план портреты и жанровые картины, уступая место всегда любимому зрителями пейзажу.
«Я пишу не портрет дерева, а его состояние. Чтобы проникнуться им, надо в обнимку жить с ним. Я слышу осень в шелесте листвы», — писал о своих акварелях художник, наделенный, помимо живописного, и ярким литературным дарованием. Именно поэтому его акварели трепетно-поэтичны, проникнуты неким волшебством, способностью остановить мгновение.
— Но даже в акварели Яков Александрович не отступает от своей неповторимой манеры, — отметил председатель Крымского отделение Национального Союза художников Украины Николай Моргун. — Его мощность, колористичность, больше характерная для работы маслом, тем не менее, проявляется и здесь. И сегодня мы, глядя на его работы, можем еще раз мысленно пройтись по узким улочкам Бахчисарая, взглянуть на его окрестности, проникнуться теми сиюминутными впечатлениями художника, которые застыли на этих акварелях…
Бахчисарай — тема для пейзажиста, с одной стороны, благодатная, а с другой — коварная: не скатиться в «лубочность» или просто банальность, запечатлевая пейзажи, тысячи раз растиражированные на открытках, картинах и литографиях, начинающему художнику непросто. Но Басову, ставшему классиком уже при жизни, эта «детская болезнь» не грозила. Достаточно лишь мельком взглянуть на представленные работы, чтобы понять — все это внешнее разнообразие стилей, манер, подходов незримо объединено внутренней мощью и выразительностью басовской кисти. И плакатно-яркие домики под красной черепицей, и «матиссовски-сарьяновские» по колориту горные пейзажи, и подернутые туманной дымкой узкие улочки и старинное дюрбе, и ярко-мозаичные деревенские пейзажи роднит одно — присутствие настроения, того самого одномоментного слияния натуры и художника, которое и является сутью, «душой» акварели.
Говорить о творчестве Якова Басова и профессионалы и любители могут часами. Но лучше просто прийти и увидеть — проникнуться, слиться и буквально кожей ощутить тот восторг, который кисть мастера навсегда оставила на листе белой бумаги…
"КВ" № 16 от 16 февраля 2012 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий