четверг, 16 февраля 2012 г.

Благие намерения родителей могут превратить ребенка в инвалида



Алена МАРКЕЛОВА

Мама Вики очень хотела, чтобы ее дочь была самой лучшей. Кроме занятий в школе, 8-летняя девочка посещала музыкальную, художественную школы, бальные танцы, уроки английского языка. В школу Вика уходила в 7-30 утра, а домой возвращалась в восемь часов вечера.
Ребенок жаловался на усталость, плохое настроение, плакал, но мама была непреклонна: «Это сейчас тебе кажется, что ни музыка, ни танцы, ни английский тебе не нужны. А вырастешь — мне спасибо скажешь!» При этом женщине и в голову не приходило, что жалобы и слезы вызваны не ленью, не детскими капризами или нежеланием учиться. Девочка действительно сильно уставала — ведь не каждый взрослый способен долго выдержать режим с 12-часовым рабочим днем.
Психолог, которого иногда посещала Вика из-за небольшого нервного расстройства, предупреждала маму, что девочка перегружена, и необходимо ослабить нагрузку. Но амбициозная дама и слышать ничего не хотела. А через некоторое время ей пришлось обращаться к специалисту с гораздо более серьезной проблемой — у девочки развилась эпилепсия. Заболевание было наследственным, но если бы не перегрузки, оно бы никак себя не проявило. К счастью, длительное медикаментозное лечение и выполнение всех врачебных предписаний принесли положительный результат: болезнь отступила, приступы прекратились. Сейчас Виктория уже выросла. Однако вряд ли она захочет сказать «спасибо» маме за свое «счастливое» детство.


По стопам родителей?
Как часто родители, вроде бы заботясь о благополучии своего ребенка, требуют от него только хороших оценок, заставляют посещать «развивающие» кружки и вообще везде быть лучшим. К сожалению, многие взрослые не понимают, что такой «заботой» они могут нанести непоправимый вред физическому и психическому здоровью ребенка. А потом сетуют: «Ну почему в нашей благополучной семье растет ТАКОЙ ребенок?! Все ему на блюдечке поднесли, только учись, а он…»
Еще одно заблуждение родителей — стремление реализовать в ребенке свои собственные мечты, «слепить» из него то, что им нужно, не обращая внимания на истинные потребности своего чада. А ведь еще древнегреческий философ Зенон говорил: «Для достижения высшего блага, то есть, счастья и душевного покоя, надо жить согласно с самим собой». То есть, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком, надо быть свободным, быть самим собой. Без этого невозможно психическое здоровье.
Конечно, все родители хотят для своего ребенка добра, но часто они забывают о том, что дети — это люди, а как и все люди, они абсолютно разные. И они не обязательно должны идти по стопам своих родителей. Нужно смириться с этим и помочь ребенку заниматься тем, что интересно ему, а не маме и папе.
Не навреди!
— Во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями, — говорит главный детский и подростковый психиатр Минздрава Крыма Ольга Потапенкова. — Поэтому родителям в нужно четко и трезво определить, что ребенок в состоянии сделать, а что — нет. К примеру, если ваш малыш до школы часто болел, то он будет быстро уставать, ему будет сложно приспособиться к новому школьному режиму, не говоря уже о какой-то дополнительной нагрузке. В этом случае родителям целесообразно обратиться к специалистам, чтобы определить, какой режим дня нужен такому ребенку.
Родителям стоит помнить, что часто дети «скатываются на тройки» не из-за лени, как ошибочно думают взрослые, а из-за стремления избежать перегрузки. На этой почве возникают конфликты с родителями, которые нередко становятся причиной детских неврозов. Накапливаясь, психологические проблемы детей перерастают в болезни тела.
— Современная школьная программа не совсем сбалансированна, — считает Ольга Потапенкова. — Некоторые «крутые» школы, колледжи, лицеи вводят дополнительные предметы (риторика, к примеру), которые требуют от детей серьезного напряжения, когда надо не просто послушать, но и вникнуть в суть, запомнить и проанализировать. Такая нагрузка не всегда оказывается адекватной. Часто подобные дисциплины носят факультативный характер: отсидев все уроки, ребенок вынужден еще идти на дополнительные занятия. Пользы это не принесет, а вот навредить может.
В школе дети должны не только учить, зубрить и решать задачи. Им необходимо познавать себя, окружающий мир, их нужно подготовить ко взрослой жизни помочь раскрыть свои таланты и способности.
Перегруженность — стресс — зависимость
Если стресс сопровождает ребенка постоянно, то его здоровье ухудшается, интерес к жизни теряется, снижается самооценка. В итоге к 13-16 годам появляется потребность уйти от «плохого мира». Пути для такого «ухода» могут быть разными. Если ребенок, к примеру, видит, как родители после работы проводят время с бутылкой пива у телевизора, то он непременно будет делать то же самое. Со временем это может привести к проблемам с алкоголем. Однако кроме алкоголя существует масса других способов «скрасить» серые будни — наркотики, сигареты, компьютерные игры. Все это может привести к тяжелой зависимости.
— Увы, родители очень часто не следят за тем, сколько времени ребенок проводит за компьютером, — говорит Ольга Потапенкова. — А ведь компьютерная зависимость возникает очень быстро, и лечить ее очень сложно. Некоторые компьютерные игры несут мощные разрушительный заряд, а ребенок как губка все это впитывает. Излишнее увлечение такими играми часто приводит к системным неврозам, энурезу, заиканию.
Маленький зависимый человек живет неполноценной жизнью и большую часть своей энергии и времени тратит на зависимость. В результате возникает эмоциональная изоляция, ощущение подавленности — и психологический стресс усугубляется еще больше. Такой ребенок нуждается в помощи специалиста. Понаблюдайте за современными детьми: они практически не играют в подвижные игры, предпочитая им виртуальные «стрелялки» и «бродилки» в «сети». Думаю, мало кто из них знает, что такое «казаки-разбойники», «ловы» и другие подвижные игры, в которые когда-то играли их родители.
По словам Ольги Потапенковой, ребенок, проводящий свой досуг в виртуальной реальности, теряет способность адекватно оценивать жизненные ситуации, а общение в реальной жизни становится для него очень сложной задачей.
Впрочем, проблемы могут создать не только компьютерные игры. Телевидение тоже несет в себе много негативной, ненужной для детского мозга информации. Например, передачи или фильмы с сексуальным уклоном могут привести ребенка к серьезным психическим расстройствам в будущем.
Конечно, нельзя выбросить телевизор и компьютер в окно или спрятать в сейф, но следить за тем, какую информацию получает ребенок, необходимо.
Как помочь ребенку
Как правильно организовать день ребенка, чтобы избежать перегрузок?
— После школы у ребенка обязательно должен быть небольшой отдых, — советует Ольга Потапенкова. — Родителям необходимо следить за нормальным, полноценным питанием школьника. Ни в коем случае не сажайте ребенка на три часа за домашнее задание. Обязательно через 25—30 минут чередуйте уроки с двигательной активностью. Таким образом организм ребенка освобождается от внутреннего напряжения. Во второй половине дня постарайтесь ограничить время, которое ребенок проводит за компьютером и у телевизора, так как подобный «отдых» в это время только перегружает школьника. Лучше провести два часа на свежем воздухе, чем уставившись в экран.
Помните, что здоровье ребенка во многом зависит от родителей. Ваше чадо нуждается в общении и внимании, поэтому поощряйте его увлечения, давайте ему больше свободы и, конечно же, как можно больше тепла и любви. В силах родителей сделать так, чтобы наше отношение к ребенку не зависело от хороших оценок и количества посещаемых кружков. Пусть у него будет нормальное «детское» детство!

О том, что ребенок перегружен, могут свидетельствовать такие симптомы:
*повышенная утомляемость;
*депрессивное, плаксивое настроение;
*рассеянность;
*вялость (или, наоборот, перевозбуждение);
*агрессия;
*беспокойный сон (или, наоборот, сонливость);
*снижение или повышение аппетита.

А как «у них»?
В Финляндии учителя требуют от родителей следить, сколько времени тратит ребенок на уроки дома. Если, к примеру, второклассник не укладывается в 20 минут — сразу сообщить в школу, чтобы ему уменьшили объем домашнего задания.
В США детей учат в первую очередь правильно выражать свои мысли, отстаивать свои права и оставаться самими собой. Практическому освоению ребенком окружающего мира, уделяется больше времени чем изучению теоретического материала. А рейтинговая система оценки знаний исключает занижение самооценки: ответил ученик на уроке — получил баллы, написал реферат — еще баллы и так далее, а в конце учебного года эти баллы суммируются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий