Алексей ВАСИЛЬЕВ,
специально для "Нашей Державы"
Симферополь, 15 февраля - Наша Держава. Крымских фотографов (хороших крымских фотографов) никто не считал. Но если бы такой подсчет произошел, то Александр КАДНИКОВ, наверняка бы, попал в первую десятку. Или в пятёрку. А быть может даже в единицу.
Кто он, человек, взорвавший шаблонный мир советской Крымской фотографии, покоривший столицу и дальние зарубежные страны? Александр - в гостях редакции "Нашей Державы". Спросим у него самого.
– Александр, несколько слов о начале вашего творческого пути: каков был старт в мир фотографии?
– Фотографировать я начал лет с пятнадцати и без малого уже тридцать лет. После школы, еще во времена Союза, учился на фотографа в училище Облбытобслуживания. Имею квалификацию "Фотограф широкого профиля", 5-й разряд. Конечно "корочки" – это хорошо, но вот опыт, который мне посчастливилось приобрести, – дорогого стоит.
– В интернете прочел, что первая ваша симферопольская фотовыставка "Дальше, дальше, дальше…" в 1988 году была закрыта как антисоветская. Как это произошло?
– Вместе с фотографом Виктором Булычевым (заканчивали с ним одну группу в училище) мы решили сделать выставку не совсем обычных работ. Захотели показать снимки, не похожие на те, к которым привык наш советский зритель: не в стиле "человек славен трудом" или "спасибо великой партии за наше счастливое детство". А совсем другие, показывающие обратную сторону действительности. На них были изображены инвалиды, бомжи, беспризорники и весь социальный срез того времени. Чтобы обойти цензуру, мы "разбавили" фотографии другими нейтральными снимками. И при помощи нашего учителя фотографии Аркадия Левина, разместили экспозицию в окнах симферопольского Главпочтамта.
На второй день по "тревожному" звонку из райкома комсомола сотрудники КГБ выставку сняли "как порочащую советскую действительность". Но в те времена перестроечная волна уже катилась по стране. В "Комсомольской правде" был напечатан репортаж Михаила Дегтяря о том, как в Симферополе закрыли выставку. Шум поднялся такой, что из-за "зажима критики" и "притеснения юных дарований" сняли второго секретаря, заведующего отделом пропаганды и агитации Крымского обкома партии.
– Только ваши имена прозвучали на весь Союз - вас назвали мастерами социальной тематики, - вы ушли в мир крымского фотопейзажа. Помню ваши открытки, а в каждом "крутом" офисе красовался ваш пейзаж. Почему именно тогда пришло решение сменить творческую ориентацию?
– После упомянутой выставки мы еще лет шесть снимали социалку. Были еще публикации в той же "Комсомольской правде", в еженедельнике "Собеседник", журнале "Работница" и др. Была, к примеру, наша выставка в Москве совместно с … Союзом африканских деятелей (творческое объединение САД), где наши фотографии соседствовали с чистым артом.
А потом наступил момент, когда мы поняли, что заниматься этим нет ни сил, ни желания. Когда снимаешь такую реальность, вольно или невольно пропускаешь ее через себя, приходиться в нее погружаться. Психологически это тяжело. Поэтому в 1994г. в целях самосохранения мы с Булычевым активно переключились на родной крымский пейзаж. Хотя до этого я вообще не понимал, зачем фотографируют природу. Ведь она в реальности в разы красивее, чем на снимке.
– А потом вы уехали в Киев. Почему?
– Киев помог расставить все точки над "i". А началось все с того, что бывший редактор газеты "Бизнес" Константин Донин пригласил нас с Булычевым в только появившийся журнал "Профиль-Украина". Журналу были нужны креативные фотоснимки. Донин зная, на что мы способны, сказал: "Есть хорошая работа за достойную зарплату!"
Из Крыма уехать сложно – у нас своя энергетика, уникальная природа и полно замечательных людей. Я все же рискнул, думал, поеду на пару-тройку месяцев, чтобы заработать на дорогостоящую цифровую камеру. А Виктор решил, что ему комфортней в родных пенатах.
– Но задержались в Киеве на пять лет. Решили подзаработать еще денег?
– В Киеве я задержался не только из-за денег. Я сходу попал в бурлящий круговорот творческой жизни: выставки, публикации, фотоальбомы, заграничные командировки. Если на Родине, в Крыму, чтобы сделать выставку, ты тратишь в десять раз больше сил, чем в Киеве. Да и отдача там, в разы сильней. В Киеве востребована творческая фотография, а в Крыму, увы, лидирует "ремесло". Как ни странно это звучит, у нас даже выставки свадебной фотографии проходят. Так что в Киеве мне было просто не интересно, а очень интересно. К тому же там я возглавлял фото-службу в журнале "Профиль", а после в журнале "Эксперт".
– Что для вас означает понятие "творческая фотография"?
– Для меня творческая фотография – собирательный образ интересного снимка. Это может быть удачно пойманный жанровый или постановочный кадр, реализованный проект. В Киеве я познакомился с бывшим гитаристом "Океана Эльзы" Пашей Гудимовым – это такой неуемный в хорошем смысле слова человек-оркестр. Он и музыкант, и композитор, и куратор, и дизайнер, и еще и еще. Он основал в столице две галереи. Когда прихожу к нему со своими новыми идеями и замыслами, именно он помогает мне сделать шаг из собственного накатанного круга в нужную сторону. Общаясь с Павлом, я понял, что в творчестве необходимо искать что-то новое, оставаясь при этом самим собой.
Когда ты делаешь выставку в Крыму, понимаешь, что у нас в тишине и покое, любая тема пройдет на "ура". И в этом моменте очень часто происходит сбой, нет ни высоты, ни глубины: пейзажики, цветочки, - все это мило, но не более. В Киеве просто заклюют за подобное "мыло" - там важно то, что ты хочешь сказать своими фотографиями. Так же мне посчастливилось встретиться и поработать с известным фотографом Виктором Марущенко. Благодаря Виктору, я начал аргументировано подходить к осмыслению фотографии.
– Так что же сейчас лучше всего снимать?
– Как-то в редакцию одного киевского журнала, я принес снимки с видами Крыма. Меня сразу остановили: только не Крым! Дело в том, что в случае с Крымом сработал закон больших чисел – чего много – то не уже интересно.
Сегодня в моде концептуальная, "умная" фотография. Сейчас ее самый пик. Что это такое? Если в двух словах: это когда изображено одно, а смысл картинки совсем иной. Востребована так же сюрреалистическая фотография с элементами социальной, классовой сатиры и иронии. Востребована так же арт-фотография.
– Вернемся к Крыму. Можно ведь снимать концептуальный пейзаж?
– Можно и нужно. Мы с Виктором Булычевым снимали только красивый Крым. Но этим краевидам место в календарях, открытках, буклетах и на стенах домов отдыха. Поймите правильно, такая фотография не считается плохой. Просто, на мой взгляд, всему свое место. Ведь "карамельный" пейзаж в своем восприятии не имеет второго дна, все предсказуемо, а хочется, чтобы картинка несла не только эстетическое удовольствие, но и философское осмысление.
– Так как всё-таки правильно снимать Крым?
– Надо уйти от реальности, которую ты видишь. Ведь снимая "как есть", ты делаешь не миллионный, а миллиардный снимок. В Севастополе есть фотограф Алексей Пучков. Для того чтобы снять пейзаж, к примеру, вечерний лес, он устанавливает фотоаппарат на штатив, после чего вспышкой подсвечивает каждое дерево в отдельности. В итоге искусственное освещение создает другую действительность, и обычный пейзаж обретает иносказание. Видите, ни чего сложно, надо просто ставить себе правильную задачу.
– Александр, после того, как Вы вернулись в Симферополь, чем занимаетесь здесь, на родине?
– Я продолжаю сотрудничать с некоторыми киевскими изданиями, но дистанционно. Еще работаю с крымскими журналами. А все свободное время уходит на творческие проекты. Вот в начале марта в Днепропетровске будет большая выставка, под названием "Грабли", в которой метафизически переосмысливаются события нашей жизни за последние двадцать лет.
– Знаю, что, работая в Киеве, вам "с фотоаппаратом наголо" удалось немало поколесить по миру. Что запомнилось больше всего?
– До кризиса была распространена замечательная система пресс-туров, когда туристические журналы и не только активно командировали журналистов и фотографов по различным туристическим маршрутам с целью их популяризации. Так мне посчастливилось побывать и пофотографировать в Италии, Израиле, Франции, Доминиканской республике, Тунисе, Египте, Чехии, Германии, на Карибских островах и США. Очень запомнилась Сирия и Испания. Дамаск - один из первых городов на земле, такое впечатление, что ты попал в машину времени и на дворе сейчас 15 век. В Испании чувствуется былое величие первооткрывателей Америки и там сразу видно, куда пошло золото инков – в архитектуру, в искусство, в безделушки – драгоценности. И конечно незабываемые впечатления от посещения Иерусалима и святой горы Афон в Греции.
Но я не travel photographer. Я не "леплю" выставки после каждой поездки. Мне малоинтересна экзотика в чистом виде. Мне важно, чтобы фотография была интересна сама по себе в не зависимости от того, где она сделала. Важно погрузиться в материал. Интересна оригинальность. А кого снимать – бомжа или модель – дело второе. Можно отлично снять родной Симферополь и скучно шикарный Париж.
– А какие "Пять правил фотографирования от Кадникова" Вы ввели бы для обязательного использования?
– 1. Не откладывать съемку на завтра. Снимать: ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
2. Искать вдохновение не только в объекте. Мне, например, помогает поэзия. Отличный источник диалектики – стихи Бродского.
3. Не останавливаться в личностном развитии на достигнутом. Постоянно интересоваться не только фотографией, но и искусством в целом. Остановился – считай, что похоронил себя.
4. Надо выставляться, показывать свои фотографии, а не складировать. Сегодня возможностей море: интернет, конкурсы, журналы, выставки. Но и распыляться, попусту тоже не стоит.
5. Фотоаппарат всегда должен быть под рукой. Удобный случай – недолго ждет.
– Как фотограф поймет, что он созрел до выставки? Как Вы относитесь к выставкам молодых фотографов?
– Большинство выставок молодых вызывают недоумение. Получается парадокс – те, кто должен бурлить творчеством, генерировать свежие идеи, бесконечно фотографируют растиражированные сюжеты. Не чувствуют времени. Образно говоря, не порох надо изобретать, а велосипед в его нескончаемых разновидностях. Любопытный факт на счет все того же крымского пейзажа. В парижских газетах писали: – Господа фотографы, когда вы прекратите снимать пейзажи и архитектуру, мы хотим видеть окружающую нас ЖИЗНЬ! Представляете, эти воззвания были опубликованы… полтора века назад! Вскоре, после изобретения фотографии.
Поэтому нашему молодому брату надо быть оригинальным, но не городским сумасшедшим. Надо дерзать и искать, а не делать благостные снимки. Не надо бояться негативной реакции. Должна быть сама реакция. Только в движении открываются секреты светописи.
А для удачной выставки важна концепция и ее целостность, социальное или творческое наполнение, актуальность. Фотограф своими работами должен одновременно передать свое ощущение окружающего пространства и быть актуальным во вневременном отрезке. Это трудно и легко, но очень интересно – суметь остановить мгновение.
– Спасибо. И традиционный последний вопрос: ваши орудия творчества?
– У меня сейчас камера Nikon D300. По большому счету мне все равно, чем фотографировать, хоть спичечным коробком.
При использовании материала ссылка на "Нашу Державу" обязательна
Фото Александра Кадникова. При использовании фотографий ссылка на автора фото обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий