четверг, 20 октября 2011 г.

Виталий Павлов: «Выбирая между Парижем, Лондоном и Римом, я приехал в Симферополь»!




Марина ГУСАРОВА
Фото автора

…Каково это – проснуться в один прекрасный день без копейки денег с отключенным за неуплату телефоном и абсолютно пустым холодильником? Мало того – и машину угнали, и по дороге в издательство водитель-лихач окатил грязной водой из лужи, и сценарий забраковали, да к тому же еще и компьютер сломался! Что остается – только повеситься!
Именно так начинается фильм Виталия Павлова «Жизнь налаживается», премьерный показ которого прошел неделю назад – нет, не в Москве, не в Питере и не в Киеве, а у нас в Симферополе. И присутствовал на премьере сам автор, которого с южной столицей связывает многое.


От врача до драматурга – один шаг
Виталий Павлов – драматург, прозаик, сценарист, театральный режиссер, член Союза театральных деятелей России, автор идеи Национальной театральной премии «Золотая маска», а также вдохновитель и организатор проведения ежегодной церемонии вручения Национальной футбольной премии «Стрелец». Но, возможно, не все знают, что жизненный и творческий путь Виталия Викторовича пролегал через Крым. В свое время он окончил Крымский медицинский институт, а его первым телевизионным проектом стала новогодняя программа Крымского телевидения, где Павлов выступил сразу в двух ипостасях - сценариста и режиссера.
А дальше - Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино (1986). В 2003 году Павлов - номинант премии «ТЭФИ» за сценарий телевизионного фильма «Светлана Сталина. Побег из семьи», а в 2008-м -
премии Академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел» за лучший мини-сериал «Галина». «Отметился» в творческой жизни Павлова и памятный многим сатирический киножурнал «Фитиль» В 2004 году он — заместитель главного редактора, автор и режиссер более двадцати игровых сюжетов возобновленного «Фитиля» на канале РТР.
И вот Виталий Павлов – в городе, где прошли его студенческие годы. «Выбирая между Парижем, Лондоном и Римом, я приехал в Симферополь», - шутит он, представляя свою новую картину зрителям, многие из которых знают автора еще со студенческих лет. Принимал писателя муниципальный клуб веселых встреч «Золотая пчела», а помещение для просмотра предоставил Русский культурный центр. Вот так, как говорится, общими усилиями, и состоялась встреча крымского зрителя со сценаристом и режиссером лирической то ли драмы, то ли комедии с захватывающим сюжетом, счастливым концом, а также с участием уже признанных звезд российского кинематографа Елены Яковлевой и Андрея Руденского.

«Сегодня все зависит от продюсера»

Стандартный вопрос после просмотра - «Ваши ближайшие творческие планы?» - поднял вопрос, болезненный сегодня для всякого режиссера и сценариста.
- Я не знаю – все зависит от продюсера, - развел руками Виталий Викторович. - Планов и задумок у меня просто громадье, но все зависит от денег. Допустим, в семидесятые годы я мог бы с таинственностью в голосе сказать, что показанный сегодня фильм долгое время лежал на полке – и зрителей бы пришло в два раза больше – ажиотаж, знаете ли… Сегодня все гораздо прозаичнее - в прокат попасть сложно, вот так… И вообще, какое оно, сегодняшнее кино? В основном, голливудское - такие себе кинокомиксы-стрелялки и немножечко лирики из Европы – во Франции пока еще такие фильмы снимают. Посмотрел я как-то один и думаю – а ведь у меня материал лучше! Сегодня простые истории очень востребованы, люди устали от грохота с экранов…
- Вы продолжаете работать в этом направлении?
- Да у меня сценариев написано вперед на пять лет! Уже первого октября мы должны были приступить к съемкам нового сериала «Разлученные», провели подготовительные переговоры. Но в стране начался кризис, и ничего другого не оставалось, как сидеть и ждать. А чтобы ожидание не было столь томительным, я и приехал в город своей юности…
- Но почему все-таки многие российские фильмы не имеют доступа на широкий экран? Может, они просто не популярны у зрителей?
- Скажу откровенно – сегодня весь прокат в России куплен американцами – и в кинотеатрах, естественно, идут американские фильмы. А что касается популярности или непопулярности, то определить это сегодня у нас довольно проблематично. За границей все просто – есть единый электронный билет и все фиксируется. А у нас проконтролировать этот процесс практически невозможно. Допустим, владельцы кинотеатров, за которыми, как я уже сказал, стоят заокеанские кинодельцы, говорят, что на демонстрации российских картин залы пусты – но как это проверить? Может они, со своей стороны, просто лоббируют американское кино. Вот, если появится у нас единый электронный билет, тогда и картина прояснится.
«К театру я потерял интерес»

Многие пьесы Виталия Павлова ставились в театре, но сейчас он признается откровенно – в последнее время к искусству Мельпомены интерес утратил.
- К театру я как-то в один момент потерял интерес, - не скрывает изменившихся предпочтений драматург. – Наверное, потому, что самый лучший, самый гениальный спектакль существует только здесь и сейчас, как взаимодействие актера и зрителя. А рассказывать на следующий день, какая замечательная это была постановка, просто недоказуемо.
Виталий Викторович не скрывает: одна из причин его охлаждения к театру – материальная:
- Сегодня авторских отчислений практически нет – это сущие копейки. Из многих театров мне пишут, что хотели бы поставить мои пьесы, но денег и нет. И просят: «Откажитесь от авторских!». Иногда отказываюсь – как и многие актеры, играющие в хороших спектаклях за гроши, чтобы просто получить удовольствие. Но по-настоящему имеет смысл работать в антрепризных спектаклях: тут, как говорится, я хозяин.
- Вернемся к вашему литературному творчеству. Увидим ли мы экранизацию повести «Назови именем отца»?
- История моего отца Виктора Павлова, с 1944 года возглавлявшего отдел по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, уже экранизирована – он стал прототипом Давида Гоцмана в знаменитом фильме «Ликвидация». Но, конечно, мне хотелось бы сделать свою версию – тем более, что определенный материал у меня уже есть.
На вопрос, не тянет ли его провести в Симферополе более масштабный кинопоказ и встречу со зрителями, Павлов ответил с некоторой долей иронии:
- Меня-то тянет, лишь бы народ потянуло… Но, если серьезно, то я бы, конечно, предпочел, чтобы картины мои демонстрировались на широком экране – кто его знает, как реагируют на них люди, сидящие у телеэкрана, а встреча в кинотеатре - это живое общение со зрителем.

…А главный герой увиденного нами фильма остался-таки в живых! И более того – совершенно неожиданно обрел семью. Как говорится, жизнь налаживается. Хочется пожелать, чтобы поскорее наладилась она и у постсоветского кинематографа.

( на плашке)
Досье «КВ»:
Павлов Виталий Викторович. Родился в 15 сентября 1952 года в Херсоне.
Окончил Крымский медицинский институт (1975) и Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино (1986).
Автор повестей «День чудес», «Ощущение прожитой жизни», «Назови именем отца», «Герцеговина флор» «Рыбный день». Соавтор книг «Сталин. Трагедия семьи», «Опаленные властью» из серии «Кремль-9». Автор ряда сценариев документального сериала «Кремль-9», производство телекомпании «Останкино» для Первого канала. За сценарий «Светлана Сталина. Побег из семьи» был выдвинут на премию «Тэффи» в 2003.
Автор сценария, ведущий и режиссер документальных фильмов «Эдуард Стрельцов. Зона для центра нападения», «Особенности национального футбола», «Неизвестный Олег Ефремов» (3 серии). Производство телекомпании «Останкино» для Первого канала.
Автор пьес «Я построил дом», «Джазмен», «Русская рулетка», «Любовь и кролики», «Жизнь налаживается», «Семейный ужин в половине второго» и многих других.
По пьесе «Русская рулетка» режиссером Константином Худяковым в 2002 году был поставлен телефильм «Танго на два голоса» с участием В.Глаголевой и И.Бочкина для канала ТВЦ. По пьесе «Семейный ужин в половине второго» Виталием Павловым была снята телеповесть, показанная на каналу НТВ в начале 2007 года. Также Виталий Павлов - автор сценария и режиссер-постановщик художественного многосерийного фильма «Галина» о Галине Брежневой (номинации Премии академии кинематографических искусств и наук «Золотой орел» за лучший мини-сериал, премия «Золотой орел» исполнительнице главной роли Людмиле Нильской).

"КВ" № 116 от 20 окьября 2011 г.

3 комментария:

  1. Жаль, что таланту сейчас трудно пробиться. Все решают деньги. Если бы правительство понимало это, вернее, хотело бы понять, ситуацию можно было бы исправить. А так - век человека короток, всех планов имеющим что сказать талантам не реализовать с таким отношением к искусству и собственному народу.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень высоко оцениваю фильм "Галина". Есть, конечно, к чему "прикопаться" - ну грим где-то, ну форма у Чурбанова, ну звук, а, точнее, озвучка одного из героев (не всегда нужно жевать натурально, рассказывая что-то очень важное - а важного там - в каждой строчке, в каждой реплике, хочется всё услышать точнее - ведь слушать тяжело жующего, и не переспросишь, как за столом)... Но эти мелочи теряются на фоне отлично построенного сценария, интересных достоверных, на мой взгляд, фактов из жизни знаменитых людей, необыкновенно красивой чувственной музыки, вовремя преподнесенной, хорошо подобранных артистов (особенно меня удивляют глаза!), удивительной игры всех артистов (особая благодарность Нильской, которая игрой своей щемила до слёз!) Мой супруг, полковник в отставке, видел Брежневу вместе с Чурбановым (рядом были кабинеты) уверяет, что сходство необыкновенное! Ведь создателям фильма это надо все прочувствовать, все продумать, все просчитать, переговорить и перелопатить - титанический труд! И, самое главное, что фильму веришь и восхищаешься людьми, которые могут жить не ради денег, а ради "спасения страны", которые собой прикрывают судьбы несчастных знаменитостей, терзаемые всеми желающими погреть на их яркой публичной, волнующей народ жизни да и просто позлорадствовать от великого "ума" или по глупости. И жалость, и чувство несправедливости, и обида за нашу бедную страну не вызывает негатива, постоянно чувствуется любовь и боль авторов за Отечество.Отсутствие порносцен( а уж можно было тут поизголяться!), чернухи - все вызывает уважение к фильму. Просмотрела все серии подряд по Домашнему и рада, что не пропустила! Трудно перестроиться с волны "Галины" на свою волну...СПАСИБО ВСЕМ СОЗДАТЕЛЯМ ЭТОГО ИНТЕРЕСНЕЙШЕГО СЕРИАЛА!
    С уважением!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Посмотрел сегодня Галину! Классный фильм! Узнал много нового, с другой строны посмотрел на этих людей. Очень понравился фильм, побольше таких снимайте!)

    ОтветитьУдалить