четверг, 27 октября 2011 г.
«Таврический благовест» покоряет Москву
Марина ГУСАРОВА
Фото автора и из архива камерного хора «Таврический благовест»
19 ноября камерный хор Крымской государственной филармонии «Таврический благовест» отмечает юбилей — 20-летие со дня создания. А накануне этой даты прославленный коллектив побывал в столице России, где принял участие в одном из самых масштабных фестивалей хоровой музыки.
В программе — только лучшие
— Буквально неделю назад мы побывали в Москве — нас пригласили выступить на «Первом международном хоровом фестивале в Историческом музее на Красной площади», — рассказывает дирижер и художественный руководитель хора Владимир Николенко. — Проходил этот грандиозный праздник музыки под патронатом председателя правительства России Владимира Путина и по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Кстати, шел фестиваль в течение недели и не только в Москве — открылся он в Нижнем Новгороде, затем на два дня переехал в Суздаль, а на последние четыре дня переместился в российскую столицу. Кстати, посвящен он был 450-летию окончания строительства уникального Покровского собора на Красной площади, более известного как храм Василия Блаженного — именно там выступали камерные хоры и вокальные ансамбли.
Как рассказал Владимир Николенко, участие в фестивале приняли около двух десятков хоров из России, Белоруссии, США, Франции, Германии. А единственным представителем Украины стал хор «Таврический благовест». Когда на пресс-конференции журналисты поинтересовались, почем выбрали именно крымский хор, директор фестиваля ответил: «В нашем фестивале участвуют только лучшие коллективы!».
Концерты в прославленных залах
— Нам предстояло выступить в двух концертах, — продолжает рассказ о поездке Владимир Михайлович. — Первый состоялся в Государственном историческом музее России на Красной площади. Мы пели в совершенно уникальном парадном зале с прекрасной акустикой. В программе мы, прежде всего, представили хоровую музыку наших, крымских композиторов. Включили в нее произведения председателя Крымской организации Национального союза композиторов Украины Екатерины Троценко, севастопольского автора Максима Устинова, нашего земляка, симферопольца Александра Лебедева и Галины Григорьевой, которую, хоть сейчас она и не живет в Крыму, мы считаем нашим, крымским композитором Меня поразил благожелательный настрой московской публики — нас принимали очень тепло. Но самым трепетным событием, к которому мы готовились с большим волнением, стал концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории им. Чайковского. Мне приходилось бывать там в качестве слушателя, но я, честно говоря, даже и не мечтал о том, чтобы выступить со своим хором в этом прославленном зале. Дело в том, что Рахманиновский зал находится в том корпусе, который раньше принадлежал Синодальному училищу — единственному в своем роде учебному заведению Российской империи, которое готовило церковных регентов и певчих. Эти стены помнят Чеснокова, Кастальского, Рахманинова и целую плеяду выдающихся деятелей русской музыкальной культуры, чей творческий путь начинался именно в этих стенах. Выступить там — это большая честь!
— Наверное, это символично — ведь вы были первыми в Крыму, кто начал процесс возрождения православного пения?
— Наверное. Причем, мы стараемся этот пласт, являющийся краеугольным камнем всей славянской культуры, возродить на профессиональном уровне. И не только православную музыку, но и музыку наших современников, крымских авторов, музыку народов Крыма…
Крымские лавры для Льва Панкратова
Москва встретила крымчан гостеприимно — кстати, по признанию Владимира Николенко, выглядит российская столица просто идеально: отремонтированы дороги, здания – причем, не только в центре города.
— Нас встретили настоящими овациями! — вспоминает собеседник. — И мы, в свою очередь, не могли не поблагодарить за столь теплый прием москвичей и, прежде всего, — организатора этого фестиваля, профессора консерватории Нижнего Новгорода Льва Панкратова. Именно его, человека, поднявшего всю эту глыбу на своих плечах, мы, как истинного лауреата, увенчали привезенным из Крыма лавровым венком, украшенным плодами гранатового дерева. Это было очень красиво, зрелищно — и очень неожиданно для него. И еще мы не могли не пригласить всех сидящих в этом зале к нам в Крым — ведь многие россияне давно перестали ездить сюда на отдых, а молодое поколение порой и не знает, что есть на земле такое благодатное место. Организаторам фестиваля двое наших певцов вынесли огромную корзину, наполненную виноградом, плодами граната и крымским вином. Думаю, они, отведав плодов крымской земли, непременно захотят приехать к нам!
После концерта ко мне подходили музыканты, преподаватели Московской консерватории, педагоги из Ярославля, Нижнего Новгорода, других городов России с очень теплыми отзывами — говорили о том, что каждое произведение нам удалось отшлифовать, как алмаз, и мы стали достойным украшением фестиваля. Было очень приятно! А вдвойне приятно было то, что организаторы пообещали, что пригласят нас и на следующий фестиваль.
…Завершился праздник хорового пения большим гала-концертом участников с симфоническим оркестром. С фестиваля крымчане привезли благодарность министра культуры Российской федерации. Кстати, именно поддержка Министерства культуры РФ помогла «Таврическому благовесту» осуществить эту поездку. «И мы очень благодарны за это!» — подчеркнул Владимир Николенко.
В Европе классику дотирует… попса
Увы, несмотря на высокий уровень и победы наших музыкантов на престижных фестивалях и конкурсах, филармоническое искусство сегодня принято считать дотационным, нерентабельным — а, попросту, невыгодным. Но значит ли это, что оперные певцы должны, бросив классику к чертям собачьим, петь «для заработка» незамысловатые шлягеры, а камерные хоры плясать канкан?
— Сразу после фестиваля я побывал в Каменец-Подольском на Всеукраинском семинаре руководителей фестивалей, который проходил под эгидой Международного института менеджмента ЛИНК, — продолжает руководитель «Таврического благовеста». — Там нас учили, как организовывать фестивали на современном уровне, чем можно дополнительно насытить их, и как сделать их прибыльными. Крым, кстати, был представлен одной из самых солидных делегаций — и это не случайно, ведь у нас проходит много фестивалей. Было много интересных докладов. Но особенно поразило меня выступление одного из участников, который с цифрами в руках показал, как существует сегодня сфера культуры в странах Евросоюза. Удивительно, но доходы от культуры там во много раз превышают поступления от сельского хозяйства и даже автомобилестроения! Правда, в Европе в сферу культуры входит и реклама в СМИ, и даже производство детских игрушек. Но, главное — единый бюджет: таким образом, массовая культура, так называемая «попса», содержит оперу, театры, симфонические оркестры, хоры, библиотеки, концертные залы… Вопрос о том, что, допустим, симфонический оркестр должен быть самоокупаемым, попросту не ставится — такого нет нигде в мире! Даже в крупнейших европейских оперных театрах, где постоянные аншлаги, каждое кресло дотируется государством! А нас почему-то хотят убедить в обратном. Но мировой опыт показывает: эту проблему должны решать не артисты, а власти — разумной политикой в области финансирования культуры.
«Юбилей отметим концертом»
— Вернемся, однако, к юбилею…
— Да, 19 ноября «Таврическому благовесту» исполняется 20 лет. В этот день в 1991 году прозвучал наш первый концерт — вернее, два концерта. Первый стал презентацией коллектива для руководства и гостей Крыма и прошел в Голубом зале Крымского краеведческого музея. Кстати, именно после этого его стали использовать как концертный зал. А на следующий день был большой концерт в Доме офицеров в Симферополе. В зале не было ни одного свободного места!
На первый взгляд, 20 лет — юношеский возраст. Но это определенный этап в жизни, ведь создать коллектив, как выяснилось, не так уже и сложно. Гораздо сложнее — сохранить его. Тем более, в нынешних экономических условиях. То, что коллектив живет, развивается — это заслуга всех его участников. К тому же в этом году мы достигли значительных успехов — это и победа «Таврического благовеста» в Международном конкурсе православных хоров в Белостоке (Польша), и участие в Московском фестивале. А юбилей мы, конечно, отметим традиционно — концертом, на который, надеемся, придут наши друзья, пресса и представители власти — может, именно это станет толчком для нашего плодотворного сотрудничества?
"КВ"№ 119 от 27 ноября 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий