Алексей ВАСИЛЬЕВ
Можно ли увидеть Крым из окна троллейбуса? Конечно, можно - во всяком случае, один из интереснейших и популярных крымских маршрутов как раз и проходит по самой длинной в мире (86 километров) троллейбусной трассе Симферополь-Алушта-Ялта. Время в пути не будет для вас потерянным, даже если вы просто поглазеете на крымские красоты.
Но вдвойне интересно знать, что именно мелькает там, за окном. Что, например, было в том причудливом доме за яблочным садом, почему у дороги установлен бюст Толстому и фонтан-памятник Кутузову, где по пути в Ялту останавливался царь, правда ли, что к приезду Никсона вдоль трассы установили новые заборы и где по дороге в Ялту любят зависать байкеры?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге, которая станет надежным попутчиком в этом увлекательном путешествии. Знакомьтесь – новое детище издательства «Бизнес-Информ» - «Дорога к морю: краеведческий очерк-путеводитель по трассе Симферополь-Ялта». Её автор - давний друг «КВ», известный географ, литератор и талантливый журналист Иван Коваленко.
Хорошо о книге Коваленко написал в предисловии к изданию заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО, доцент, кандидат географических наук Александр Ена: «… В крымской краеведческой литературе, путеводитель по маршруту «Симферополь-Ялта» издавался наибольшее число раз. Разумеется, со времен первого путеводителя К. Монтандона (1834 г.) это самый известный, самый традиционный маршрут путешественников по нашему полуострову: через «ворота» Крыма - в «жемчужину» полуострова. Казалось бы, что нового можно написать об этом? Какие интересные и неизвестные сведения можно еще добавить в давно сложившуюся, ставшую уже классической, копилку краеведческих знаний?
Оказалось, что можно. Материал И.М. Коваленко - это, безусловно, свежее слово в краеведении Крыма. Известный своими прошлыми, очень интересными и оригинальными публикациями, автор предлагает читателю совершенно новый материал, совершенно новое видение вроде бы хорошо знакомого и, как оказывается, такого малоизвестного пласта географических и исторических сведений, с которыми можно ознакомиться в коротком путешествии из Симферополя в Ялту…»
В аннотации подобных изданий обычно указывают, что книга будет интересна не только «местным жителям, но и гостям…». Про гостей - понятно, но в данном случае этот колоссальный историко-географический труд будет интересен и самим крымчанам - даже тем, которые, казалось бы, «наизусть» знают упомянутую выше трассу.
Мне не раз приходилось путешествовать с автором по этой трассе, причем не к морю, а по прилегающим к дороге селам. Внедорожник Ивана мужественно преодолевал ухабы и рытвины, чтобы остановиться у маленькой церквушки, полуразрушенной усадьбы или замысловатого барельефа над дверью старого дома. Казалось, Иван знает о местных достопримечательностях даже больше чем местные жители. Зачастую так оно и было. Вот и его книга складывалась не только из воспоминаний старожилов, рассказов краеведов и собственных наблюдений, но из больших и малых находок в архивах и библиотеках (в частности, в научной библиотеке им. Стевена при Центральном музее Тавриды). В списке использованной литературы приведена ссылка на без малого полторы сотни источников!
Как это заведено в «Бизнес-Информе» книга издана на высоком полиграфическом и информационном уровне. Помимо богатого текстового материала, издание включает фотографии автора на 48 цветных страницах, а также многочисленные архивные снимки, некоторые из которых публикуются впервые. Из незначительных недостатков издания я бы отметил мягкую обложку, но, думаю, что во втором издании (а оно наверняка последует за первым) обложка станет тверже.
"КВ" №116 от 20 октября 2011
Приятно )) Спасибо, друзья!
ОтветитьУдалить