четверг, 20 октября 2011 г.

«Всё начиналось на горе Клементьева…» (фоторепортаж)


 Алексей ВАСИЛЬЕВ,
фото автора
vasiliev@inbox.ru

Как мы уже сообщали, на прошлой неделе, на горе Клементьева в Коктебеле была торжественно открыта Аллея славы авиации и космонавтики и бюст основоположника практической космонавтики Сергея  Королева.


… Над вершиной легендарной горы расступились тучи… Причем, не только «взвешенные продукты конденсации водяного пара», а грозовые тучи похлеще небесных. Крымские газеты — и наша среди первых — не единожды сообщали о безумной идее прежних властей Кировского района раздать почти половину уникальной территории падким до наживы людишкам под «фермерские хозяйства». А ведь такой горы с уникальными аэродинамическими свойствами нет не только в Крыму, но и в Европе! Да и во всем мире их всего две: вторая — на территории США.
Захватчики горы, словно призового барана, уже делили воображаемый куш. Понятно, что «фермерские хозяйства» были лишь прикрытием для хитрых планов. Говорят, что «фермеры» даже пословицу успели придумать: «Раньше планеры садились на гору, а теперь будут садиться на наши деньги». Подразумевалось, что если планер приземлится на чей-то огород, хозяин участка потребует немалую компенсацию за порчу насаждений и выкуп за планер. Вот такими средневековыми способами решили разделить центр русского планеризма, колыбель отечественной космонавтики…
Интересно, а если бы нечто подобное произошло в Америке? Если бы кто-то вознамерился отдать под посевы американскую «аэродинамическую гору»? Как бы поступило толерантное американское правительство? Выкурило бы с любителями легкой наживы трубку мира? Едва ли. Уверены: меры были бы жесткими. У нас же с желающими «все поделить» церемонились долго. Упрашивали, умоляли, задабривали. Обращались к руководителям Украины и властям Крыма. На защиту горы, казалось, встало всё прогрессивное человечество. Так, дважды герой Советского Союза космонавт Георгий Гречко писал по этому поводу: «Всё начиналось на горе Клементьева. Кто-то хочет её задушить. Эта гора, как мать, которая рождает людей полета».
Наконец борьба за победу здравого смысла, длившаяся без малого восемь (!!!) лет, увенчалась успехом. И в 2010 году «в целях сохранения первозданного ландшафта, редких эндемических представителей растительности и животного мира, а также условий для дальнейшего развития дельтапланерного и парапланерного спорта» Верховным Советом Крыма года было принято постановление о создании регионального ландшафтного парка местного значения «Воздухоплавательный комплекс Узун-Сырт (гора Клементьева)».
Всё. Тревожные страницы  истории горы перевернуты. Можно считать, что теперь дело в шляпе. Кстати, не в той ли шляпе, памятник которой был также открыт на прошлой неделе на горной аллее? Эта история напоминает анекдот. Её в своё время рассказал известный планерист и летчик Константин Арцеулов: «Как-то шли мы с Волошиным из Коктебеля в Феодосию. Наш путь лежал через гору Узун-Сырт. Я объяснял Максимилиану Александровичу, как действуют здесь восходящие потоки, и предложил ему бросить шляпу. Невидимые струи воздуха подхватили ее и подняли вверх. Он по-детски радовался этому открытию. Когда через несколько лет я привез в Коктебель планеристов, нас гостеприимно встретил Волошин. Он всячески помогал нам в организации планерных испытаний. Тогда же он подарил мне акварельный этюд с видом Узун-Сырта».
Правда, что касается самого «шляпного» памятника, я бы все же поспорил насчет того, насколько он уместен в центре Аллеи славы авиации и космонавтики…

А вот бюст основателя космонавтики Сергея Королева, который открыли, сдернув белое полотнище (точнее, белый парашют), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Александр Лавейкин и президент — генеральный конструктор ГП «Антонов», герой Украины Дмитрий Кива, на горе Клементьева, безусловно, уместен. Ведь впервые в Крыму будущий генеральный конструктор космических кораблей побывал еще в сентябре 1927 года. Двадцатилетним студентом МВТУ он принимал участие в слете планеристов СССР на горе Клементьева. Спустя два года этот пытливый молодой человек привез сюда (между прочим, на арбе!) построенный собственноручно планер «Коктебель». А в 1935-м планер Королева СК-9 в числе других прибыл на состязания по воздуху. Кстати, Сергей Павлович проектировал его с расчетом на установку жидкостного реактивного дигателя. Через несколько лет СК-9 был переоборудован в ракетоплан — прообраз ракеты.
Перед началом торжественной части, концерта и небольшого авиашоу почетные гости, среди которых была делегация Федерации космонавтики России, посадили несколько сосен. Им помогали местные школьники.  
«И сейчас, и в далеком будущем, когда эти деревья станут большими, выше этой стелы, над ними должны расцветать паруса парашютов, летать планеры и спортивные самолеты», — пожелал космонавт Александр Лавейкин, и добавил: «Я привез большой привет от наших ребят из отряда космонавтов. Когда они узнали, что я сюда еду, то попросили поклониться этой горе и поблагодарить вас всех за те огромные усилия, которые вы приложили, чтобы наши страны — Украина и Россия — оставались ведущими авиационными державами… Даст Бог, так и будет!»
На мой полушутливый вопрос, как советский космонавт относится к Богу, которого он упомянул в своем обращении, Александр Иванович ответил коротко и очень серьезно:
— Как все нормальные люди. Конечно, верю.



















 ***
Из досье «КВ». Гора Клементьева (Узун-Сырт) названа в память об испытателе-планеристе Петре Клементьеве, погибшем здесь во время испытаний нового планера в 1924 г.
1 ноября 1923 г. (сегодня эта дата — День рождения советского планеризма) на плато Узун-Сырт состоялось открытие первых Всесоюзных планерных испытаний. В планерных состязаниях 1929 г. принял участие Сергей Королев. Всего состоялось 11 слётов — с 1923 по 1935 год. Они проходили ежегодно (кроме 1926 и 1931 годов), обычно осенью.
В двадцатые годы на горе Клементьева была образована Центральная планерная школа. Она была одной из лучших в мире по уровню подготовки: к 1941 году из 18 зарегистрированных мировых рекордов 13 принадлежали советским планеристам. В 1977 году на Узун-Сырте было решено создать Научно-исследовательскую планерную базу Центрального аэродинамического института (ЦАГИ). База работала до 1992 года, а затем была реорганизована в Центр планерного спорта «Коктебель». В настоящее время на горе Клементьева расположен действующий центр планерного спорта.

***
Культурный проект «Аллея славы авиации и космонавтики» осуществляется на общественных началах. Он создается с целью увековечения памяти великих деятелей авиации и космонавтики и осуществления нравственно-патриотического воспитания детей, юношества и молодежи на образцах достижений авиации и космонавтики. Авторы проекта приглашают объединить усилия и принять участие в установке памятных бюстов и памятных плит великим деятелям авиации и космонавтики на горе им. Клементьева. В первую очередь предполагается установить бюсты Циолковскому, Жуковскому, Ильюшину, Яковлеву, Гагарину, Арцеулову, Амет-Хан Султану, Циблиеву.
Заинтересованным лицам, желающим оказать содействие в воплощении проекта обращаться в КРП «Центр планерного спорта «Коктебель», к директору Борису Альбертовичу Небрееву, тел. +38 067 652 74 17.

При  использовании фотографий ссылка на автора обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий