четверг, 19 апреля 2012 г.

Исследования или пророчества: что перевесит?



Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Слушать новости и «гулять» по Интернету сегодня небезопасно. Для нервов, прежде всего. Катастрофами пугает уже не только пресловутый телевизионный диктор, но и многочисленные околонаучные сайты.
Наверное, не стоит сгущать краски, но и игнорировать то, что сейсмическая активность на земле в последние годы резко возрастает, нельзя. Серия разрушительных землетрясений, последними из которых стали апрельские серии толчков земной коры близ берегов Индонезии, у побережья острова Суматра (8,7 балла), у восточного побережья японского острова Хонсю и даже небольшое землетрясение… в Эстонии вызывает у обычных людей панику, а у специалистов — серьезные опасения.
Но, пожалуй, самым серьезным катаклизмом последних лет остается разрушительное землетрясение в Японии 11 марта 2011 года, приведшее к невиданным разрушениям и жертвам. Уроки катастрофических последствий этого разгула стихии на прошлой неделе озвучил перед крымскими журналистами директор ЗАО «Крымский Международный Центр сейсмобезопасности» Николай Георгиев.

Урок пошел не впрок

Прогнозы, раздающиеся со всех сторон, все более мрачные и пугающие: предсказывают разрушительные землетрясения в Соединенных штатах Америки, в Европе, районе Средиземного моря и беспрецедентные затопления огромных территорий земного шара. Не обошли стороной Украину и Крым. Некий «пророк Георгий-Илия» (в миру — директор сельской школы под Збаражем Юрий Барчук) предсказал, что 14 февраля 2012 года в 4 часа 5 минут утра на Украине произойдет землетрясение огромной разрушительной силы. Не произошло. Интересно, как отреагировали на пророческую деятельность директора его ученики и их родители? И предусмотрено ли наказание за тиражирование подобных измышлений?
Как бы то ни было, точного прогноза землетрясений, несмотря на кажущееся бурное развитие технического прогресса, не может сделать никто — и трагедия в Японии, стране высочайших технологий, доказала это более чем убедительно. Домашние и дикие животные по-прежнему оказываются более точными «предсказателями», чем сложнейшая аппаратура.
Вывод один: предсказать землетрясение точно и заранее сегодня практически невозможно, но можно ли свести к минимуму риск последствий мощного разгула стихии?
Теоретически — можно, утверждает Николай Георгиев. Если разработать научно обоснованную технологию защиты зданий и сооружений от сильных продолжительных землетрясений. Решить эту сверхважную задачу призван, по мнению Николая Дмитриевича, беспрецедентный инновационный проект — строительство в Ялте за счет небюджетных источников финансирования (вложений инвесторов) Регионального Международного центра сеймсобезопасности и разработку Программы «Наука. Образование. Технология сейсмобезопасности» (которая уже согласована Постановлением президиума Академии наук Украины).

Подковерные толчки бюрократического механизма

Уточню: авторы и программы и идеи создания подобного центра в Крыму — граждане Болгарии. И наработки свои болгарские ученые уже успешно испытывали на родине. «А зачем в таком случае проект этот в Крыму осуществлять?» — справедливо поинтересуется обыватель. Потому, что Крым — своего рода автономный полигон для мировой сейсмологии, объясняет Георгиев. Горная цепь, тянущаяся от Керчи до Севастополя, позволяет с помощью высокоточной аппаратуры идеально отслеживать сейсмические процессы, их нарастание, ускорение, спад.




Как утверждает Георгий Дмитриевич, в принципе не было проблем и с финансированием этого бесспорно масштабного проекта — американская фирма «MG Star Inc» из Сан-Франциско (где, к слову сказать, многие экстрасенсы тоже предсказывают скорое и разрушительное землетрясение) собирались дать под многие пункты проекта солидные кредиты. Тогда в чем проблема?
А в том, что, по утверждению болгарской стороны, их уже не первый год трясет — но не от сейсмической активности, а от местного бюрократизма, ставящего благому начинанию палки в колеса. Решение проблемы традиционно упирается в пресловутый земельный вопрос (заметим, испортивший отношения местных властей далеко не с одной иностранной компанией, желающей инвестировать в Крым средства). Череда судов, длящихся уже не первый год и переживших не одну смену центральной и местной власти, не на шутку вымотала нервы создателям Центра сейсмобезопасности — и нынешняя пресс-конференция, похоже, стала, «последним китайским предупреждением». Дескать, или меняете ситуацию, разрешаете пользоваться землей, не расторгаете договоры аренды, либо судьба проекта в Крыму — под большим вопросом.

Кому это нужно?

Что ответят местные власти, догадаться, думаю, несложно: «Ну и идите себе — не больно и хотелось!». Причин этому несколько. Во-первых, нужны ли высокоточные технологии, связанные с немалыми затратами, современным строительным фирмам? Затратить поменьше и продать подороже — вот, что их волнует. Это вам не в Советском Союзе, где в 1950-50-70 годы строили, может, не так красиво, зато надежно. Вот только один пример — когда в моем доме (первой «хрущевке», построенной в Симферополе) потек стояк, в кирпичной стене в коридоре не могли пробить отверстие несколько часов — кирпич не брали самые сверхмощные сверла!
Во-вторых, приход иностранных строителей вместе с иностранными инвесторами на строительный рынок может убедительно показать — строить можно современно, надежно и достаточно дешево. А оно нам надо — народ смущать: мол, почему они могут, а вы — нет?

Даже то, что создание в Крыму Международного центра сейсмобезопасности поможет «подтянуть» на полуостров самое современное цифровое оборудование для записи сейсмологических толчков (по словам Георгиева, таковое в свое время предоставили Болгарии США), не наполняет сердца чиновников энтузиазмом и желанием посодействовать благой инициативе. Действительно, жили раньше без этого, нечего и привыкать! Да и инвесторам из Сан-Франциско слушать рассказы об инвестиционных условиях на Украине, похоже, уже надоело…

Вот и выходит, что, пока точной науке чинят препятствия, плодятся в нашей стране, как грибы, многочисленные Георгии-Илии, в свободное от работы время расшифровывающие библейские тексты или катрены Нострадамуса и наводняющие интернет «апокалиптическими» предсказаниями. И удивляться тут нечему: сон разума рождает чудовищ, а отсутствие поддержки научных разработок — мракобесие. Хотя, может, я ошибаюсь, и мрачные рассказы нашего собеседника — не более чем желание оказать давление на журналистов и защитить чисто коммерческие интересы?

Кстати. «Хрущевки» способны выдержать землетрясение в 8 баллов по 12-балльной шкале. Но при условии, если здания капитально не переделывались и при их эксплуатации придерживались всех нормативов.

(дать отдельно на плашках)

• есть мнение

Крым автономен даже сейсмически?

— Крымские землетрясения прямо не связаны с землетрясениями в Турции, Болгарии и Румынии, — утверждает Николай Георгиев. — У Крыма своя тектоника. От Керчи до Севастополя тянется единая горная цепь, однако, вокруг Севастополя, Ялты, Алушты, Судака расположены своеобразные «кустовые зоны». Это уникальный полигон для мировой сейсмологии!

• в тему

Домашние питомцы - лучшие сейсмологи

Ученые считают, что наблюдать за поведением животных полезно не только сейсмологам, но и обычным людям. Известны случаи, когда домашние животные за несколько часов до землетрясения вели себя неестественно — метались по комнате, издавали необычные звуки и просились на улицу, тем самым сигнализируя о надвигающейся катастрофе.
— Перед землетрясением в Болгарии многие люди могли наблюдать такую картину: в начале декабря с предгорий подул горячий ветер, установилась необычно жаркая погода, — рассказывает Николай Георгиев. — Из своих нор выползли змеи, которые по идее должны были находиться в зимней спячке. Видимо, рептилии первыми ощутили подземные колебания, которые нарастали и привели к землетрясению.

"КВ" № 40 от 19 апреля 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий