пятница, 6 апреля 2012 г.

Судакский лЯготип, или Кто-то сБРЕНДил



Наталья КИСЕЛЕВА

Такое впечатление, что с прошлого года в Крыму началась какая-то эпидемия на символику. Все вдруг кинулись тратить деньги (бюджетные?!) на бренды, логотипы, слоганы. И понеслось, извините за выражения: брендинг, ребрендинг и прочая креативщина.


Думал ли великий Федор Достоевский, употребляя слово «сбрендить», что через сто с лишним лет оно приобретет двойной смысл, благодаря моде на «бренды»? Я не против разных символов, но создается впечатление, что ими пытаются что-то прикрыть или прикрыться. Получается почти по Бендеру. Ударим брендом по бездорожью! А логотипом – по разгильдяйству! А слоганом – по коррупции!     
Решил не отставать от других и Судак. Сначала объявили конкурс, указав, что в логотипе обязательно должны присутствовать изображение Судакской (Генуэзской) крепости, моря и название города кириллицей. Кириллица, как объясняли в горсовете, «делает его читабельным, по меньшей мере, тремя славяноязычными туристами».
Ну, да, Судак и на русском, и на украинском, и на белорусском пишется и слышится одинаково. Повезло городу!
Но повезло, по всей видимости, только с написанием, а вот с брендом… В общем, проведя конкурс с изображениями известной многим крепости, чиновники вдруг объявили, что символом СУДАКА станет… ЛЯГУШКА. Что уже само по себе смешно, по крайней мере, для «читабельности трех славяноязычных туристов». В общем, получился не логотип, а какой-то лЯготип.
Увидев эту новость, я, к примеру, сразу вспомнила самую знаменитую в мире лягушку –пипу суринамскую – и подумала, что кто-то из журналистов Судак с Суринамом перепутал. Но оказалось – нет. Лягушка, да еще в разноцветные прямоугольничках (бело-желто-оранжево-красно-зелено-сине-фиолетово-голубых), действительно будет символом Судака.
На презентации судакского бренда в Киеве звучали следующие речи (здесь впору извиняться за выражения): «Цель города — стать ТРЕНДСЕТТЕРОМ новых ярких решений по созданию АРТПРОСТАНСТВА…», «Мы на сто процентов ИНТЕГРИРУЕМ нашу МЕДИЙНУЮ площадку….», «КОНЦЕПЦИЯ БРЕНДА создает некую платформу возможностей…», «Это позволяет владельцу попадать на проводимые в городе ИВЕНТЫ…»
Все слова в отдельности вроде понятны, даже «трендсеттер» (законодатель моды) и «ивент» (развлекательные мероприятия), но вместе – оставляют ощущение прочтения словаря иностранных слов и не более. Даже не смотря на кириллицу, «читабельную для трех славяноязычных туристов».
Тут впору вспомнить персонаж «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова – подругу Эллочки-людоедки Фиму Собак. «Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой: в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. Это было богатое слово: гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой». А представьте себе уровень культурности чиновников, оперирующих такими словами как, к примеру, трендсеттер (не к столу будь сказано!) 

Но лягушка в логотипе – это еще цветочки, а вот ягодки – придуманный для Судака слоган: «ВАМСУДАК». По поводу этого двусмысленного по «читабельности для трех славяноязычных туристов» выражения в интернете не развлекается разве что ленивый. Приведу только малую толику примеров: «Если вам Судак, то представьте, какой нам Судак!», «Тудак не ходи, Судак ходи», «Раньше было грубо: вам п…ц. А теперь интеллигентно: ВАМСУДАК», «Не буду скрывать – сначала я прочитал надпись как «Сам мудак», «Вам судак! И вам судак! Всем судак!», «Давит жаба – вам судак» и т.п.

Вслед за словесными комментариями интернет наполнился всякими «фотожабами» по этому поводу. Фотожабами называют переработанные изображения карикатурного характера. В данном случае – с ЛЯГУШКОЙ на логотипе – название фотоЖАБА подходит вдвойне. 

Что ж послужило прототипом для судакского логотипа? Скала Бакаташ, название которой в переводе с крымско-татарского буквально означает «лягушка камень». Эту каменную лягушку можно увидеть у села Дачное, что находится в нескольких километрах от Судака.
Красивая скала, как и множество других в Крыму, но с Судаком до сих пор ни у каких туристов не ассоциировалась. Да и у самих жителей города – тоже. А уж расцветочка лягушки, которую метко обозвали «кислотной», так точно не напоминает о Бакаташе. Боюсь, теперь у чиновников судакского горсовета хватит «ума» – для узнаваемости логотипа! – разукрасить каменную лягушку в такую же кислотную клеточку.
И еще боюсь, что Судак действительно станет ТРЕНДСЕТТЕРОМ, и вслед за ним другие крымские города и села начнут искать для своих логотипов всяких животных в рельефе полуострова. А их у нас – пруд пруди.
В названии разных крымских гор, скал, мысов на разных языках присутствуют: медведь, лошадь, птица, коза, верблюд, волк, вол, краб, индюк, собака, сова, олень, голубь, ягненок, бык, удод, кошка, барсук, слон, лев, хамелеон и прочая живность. Я уже не говорю о мифических персонажах типа ведьм и привидений.
Представьте себе, если все населенные пункты, расположенные рядом с представителями этого каменного зоопарка, начнут помещать соответствующие рисунки на своих логотипах, да еще и раскрасят их по примеру Судака в разноцветные клеточки, ромбики, полосочки, кружочки, пятнышки и точечки?
Подъезжаете вы к Алуште, а вас на въезде встречает логотип, на котором нарисовано привидение в бело-желто-оранжево-красно-зелено-сине-фиолетово-голубую (голубую – обязательно) полосочку! Подъезжаете к Партениту и видите логотип с медведем в бело-желто-оранжево-красно-зелено-сине-фиолетово-голубой горошек! И так далее и тому подобное.
Нормальный человек от такого «зоопарка» точно сбрендит!

«Крымское время», № 35 от 5 апреля 2012 г.

2 комментария:

  1. Необычный бренд, как и слоган, впрочем, - это точно. Но почему автору ВАМСУДАК созвучно с САММУДАК? Вот мне, например, оригинал с фантазией автора никак не ассоциируется. Видимо, это навеяло Наташе ее отношением к себе и окружающим в условиях недружелюбной действительности. И действительно, как может быть по другому, когда вокруг все мудаки и еще мудаками других дразнят....

    ОтветитьУдалить
  2. нет каментов, неинтересно

    ОтветитьУдалить