Алексей
ВАСИЛЬЕВ,
фото
автора
В Крыму завершился VII Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна — 2012», посвященный 126-летию со
дня рождения крупнейшего поэта Серебряного века Николая Гумилева. Открытием
фестиваля стало выступление гостей из
России — артистов театра «Пилигрим» Московского гуманитарного института им.
Е.Р. Дашковой, которые привезли в Крым спектакль «Встречи в «Бродячей собаке»
по пьесе Елены Раскиной и Михаила Кожемякина.
…Санкт-Петербург
встречает 1914 год, обещающий быть годом мира, процветания и благоденствия. В
подвале дома Жако, на Михайловской площади, звучит музыка и смех. Там, в
артистическом кафе «Бродячая собака», собирались поэты: немного чопорный Николай
Гумилёв (Андрей Васютинский) с отстраненной Анной Ахматовой (Анастасия
Прокудина ), разодетый по последней моде Сергей Есенин (Павел Мареев),
загадочная Марина Цветаева (Надежда Грачева), соблазнительная танцовщица
Тамара Карсавина (Арина Пасечная) и
вездесущий журналист (Владислав Шведов).
Владелец «собаки» Борис Пронин (Михаил Кожемякин) рад каждому гостю, даже зловещему бородачу в красной атласной рубахе Григорию Распутину (Станислав Калинин). Но невинные интрижки и флирт отходят на второй план, когда Распутин, махнув очередной стакан водки, начинает пророчествовать…
Владелец «собаки» Борис Пронин (Михаил Кожемякин) рад каждому гостю, даже зловещему бородачу в красной атласной рубахе Григорию Распутину (Станислав Калинин). Но невинные интрижки и флирт отходят на второй план, когда Распутин, махнув очередной стакан водки, начинает пророчествовать…
Затаив
дыхание смотрели симферопольцы это необычный спектакль. И лишь по его окончании
зал библиотеки им. И. Франко, где проходило действо, взорвался аплодисментами. Зрители
подходили к актерам, благодарили, и признавались, что такого удивительного,
сокровенного спектакля видеть им еще не приходилось.
Удивительно
не только внешнее сходство актеров с историческими прототипами. В спектакле (режиссер
— Л.М. Сорокина) сохранен дух Серебряного века. Это не мудрено, ведь авторы
пьесы — историки и литераторы. Так, Елена Раскина — доктор филологических наук,
автор двух монографий, трех исторических романов, комментариев к академическому
изданию собрания сочинений Гумилева, доцент московского гуманитарного института
им. Е. Р Дашковой. А Михаил Кожемякин — преподаватель того же института, литератор, военный
историк, журналист.
— Нам
захотелось отойти от академической тематики, расширить возможности научного
жанра и совместить документальную основу с фантазией, — рассказала Елена
Юрьевна об идее создания пьесы. — Я глубоко верю в науку, но у пьесы больше
функций, чем у монографии, и она запомнится большему количеству людей. А толчком
к созданию «Встречи в «Бродячей собаке» послужили прозаические наброски Анны Ахматовой. В своей «Поэме без героя» она
писала, что представляет балетное либретто, где все известные люди 1913 года
собрались бы в одном пространстве — где бы клубилась борода Распутина, где бы
Есенин с Клюевым плясали русскую, где бы танцевала Карсавина… И вот мы собрали
известных поэтов Серебряного века встречать новогоднюю ночь в «Бродячей собаке»
— там, где поэты устроили свою, беззаботную реальность, накануне наступления
страшных времен — войны, революции...
На
вопрос, каков процент достоверности в пьесе, автор ответила:
— У
Гумилева, Ахматовой, Георгия Иванова, Мандельштама и других остались
воспоминания о «Бродячей собаке» — они тоже легли в основу пьесы. Что же касается
вымысла… Новогодней ночью 1914 года в этом подвальчике точно не было Марины
Цветаевой (она встречала Новый год в Феодосии), все же остальные участники
пьесы наверняка заглядывали в «собаку» в те новогодние дни.
Первыми
из крымчан «Встречи в «Бродячей собаке» увидели жители и гости Коктебеля и
Феодосии. В феодосийском театре «Парадокс», где шла пьеса, несмотря на
неудобное время (одиннадцать утра) был аншлаг — некоторые зрители стояли в проходе.
В Симферополе было многолюдно, но свободные места оставались. К тому же ни
представители СМИ, ни официальные лица автономии не сочли возможным побывать на
симферопольской премьере московских гостей…
Однако завершим наш рассказ нотой
надежды. Авторы постановки рассказали, что у них в творческом портфеле (как,
впрочем, и в репертуаре «Пилигрима») есть несколько интересных пьес, которые
они готовы бесплатно показать нашим зрителям. От крымской стороны понадобится
малость — оплатить «пилигримам» проезд, проживание и питание. Уверен, что такое
предложение заинтересует крымское руководство и, в первую очередь, Министерство
культуры АРК. Звоните в редакцию КВ (259-560, 259-485), и мы сообщим телефон
Елены Раскиной.
P.S. Актеры
благодарят за помощь в проведении спектаклей в Восточном Крыму коктебельского
поэта и мецената Вячеслава Ложко, сотрудниц республиканской библиотеки им.
И.Франко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий