четверг, 26 апреля 2012 г.

Жителей полуострова пригласили в «Бродячую собаку». Молодые москвичи на крымской сцене




Алексей ВАСИЛЬЕВ,
фото автора

В Крыму завершился VII Гумилевский поэтический фестиваль «Коктебельская весна — 2012», посвященный 126-летию со дня рождения крупнейшего поэта Серебряного века Николая Гумилева. Открытием фестиваля  стало выступление гостей из России — артистов театра «Пилигрим» Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой, которые привезли в Крым спектакль «Встречи в «Бродячей собаке» по пьесе Елены Раскиной и Михаила Кожемякина.



…Санкт-Петербург встречает 1914 год, обещающий быть годом мира, процветания и благоденствия. В подвале дома Жако, на Михайловской площади, звучит музыка и смех. Там, в артистическом кафе «Бродячая собака», собирались поэты: немного чопорный Николай Гумилёв (Андрей Васютинский) с отстраненной Анной Ахматовой (Анастасия Прокудина ), разодетый по последней моде Сергей Есенин (Павел Мареев), загадочная Марина Цветаева (Надежда Грачева), соблазнительная танцовщица Тамара Карсавина (Арина Пасечная) и вездесущий журналист (Владислав Шведов). 

 Владелец  «собаки»  Борис Пронин (Михаил Кожемякин) рад каждому гостю, даже зловещему бородачу в красной  атласной рубахе  Григорию Распутину (Станислав Калинин). Но невинные интрижки и флирт отходят на второй план, когда Распутин, махнув очередной стакан водки, начинает пророчествовать…

Затаив дыхание смотрели симферопольцы это необычный спектакль. И лишь по его окончании зал библиотеки им. И. Франко, где проходило действо, взорвался аплодисментами. Зрители подходили к актерам, благодарили, и признавались, что такого удивительного, сокровенного спектакля видеть им еще не приходилось.
Удивительно не только внешнее сходство актеров с историческими прототипами. В спектакле (режиссер — Л.М. Сорокина) сохранен дух Серебряного века. Это не мудрено, ведь авторы пьесы — историки и литераторы. Так, Елена Раскина — доктор филологических наук, автор двух монографий, трех исторических романов, комментариев к академическому изданию собрания сочинений Гумилева, доцент московского гуманитарного института им. Е. Р Дашковой. А Михаил Кожемякин — преподаватель  того же института, литератор, военный историк, журналист.

До начала пьесы мне удалось поговорить с одним из авторов пьесы Еленой Раскиной.
— Нам захотелось отойти от академической тематики, расширить возможности научного жанра и совместить документальную основу с фантазией, — рассказала Елена Юрьевна об идее создания пьесы. — Я глубоко верю в науку, но у пьесы больше функций, чем у монографии, и она запомнится большему количеству людей. А толчком к созданию «Встречи в «Бродячей собаке» послужили прозаические наброски  Анны Ахматовой. В своей «Поэме без героя» она писала, что представляет балетное либретто, где все известные люди 1913 года собрались бы в одном пространстве — где бы клубилась борода Распутина, где бы Есенин с Клюевым плясали русскую, где бы танцевала Карсавина… И вот мы собрали известных поэтов Серебряного века встречать новогоднюю ночь в «Бродячей собаке» — там, где поэты устроили свою, беззаботную реальность, накануне наступления страшных времен — войны, революции...

На вопрос, каков процент достоверности в пьесе, автор ответила:
— У Гумилева, Ахматовой, Георгия Иванова, Мандельштама и других остались воспоминания о «Бродячей собаке» — они тоже легли в основу пьесы. Что же касается вымысла… Новогодней ночью 1914 года в этом подвальчике точно не было Марины Цветаевой (она встречала Новый год в Феодосии), все же остальные участники пьесы наверняка заглядывали в «собаку» в те новогодние дни.
Первыми из крымчан «Встречи в «Бродячей собаке» увидели жители и гости Коктебеля и Феодосии. В феодосийском театре «Парадокс», где шла пьеса, несмотря на неудобное время (одиннадцать утра) был аншлаг — некоторые зрители стояли в проходе. В Симферополе было многолюдно, но свободные места оставались. К тому же ни представители СМИ, ни официальные лица автономии не сочли возможным побывать на симферопольской премьере московских гостей…

Однако завершим наш рассказ нотой надежды. Авторы постановки рассказали, что у них в творческом портфеле (как, впрочем, и в репертуаре «Пилигрима») есть несколько интересных пьес, которые они готовы бесплатно показать нашим зрителям. От крымской стороны понадобится малость — оплатить «пилигримам» проезд, проживание и питание. Уверен, что такое предложение заинтересует крымское руководство и, в первую очередь, Министерство культуры АРК. Звоните в редакцию КВ (259-560, 259-485), и мы сообщим телефон Елены Раскиной.

P.S. Актеры благодарят за помощь в проведении спектаклей в Восточном Крыму коктебельского поэта и мецената Вячеслава Ложко, сотрудниц республиканской библиотеки им. И.Франко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий